| 
  
 «Знак вопроса» 2/92 
   
 Жизнь, смерть, бессмертие?...  БАЛАНДИН Рудольф
  Константинович  О
  смысле смерти   Перефразируем
  известную поговорку. «Скажи мне, кто твои враг, и я скажу, кто ты». Враг
  всего живого — смерть.   Оригинальный
  русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал, что дальняя и высшая цель
  человечества — победа над смертью, воскрешение всех, обитавших на Земле. Таков
  сыновий долг живущих перед теми, кому обязаны они величайшим благом жизни.
  Федоров попытался приговорить смерть к смерти.   Пожалуй,
  попытка эта вызвана прежде всего отчаянием и стремлением во что бы то ни
  стало преодолеть леденящий ужас небытия.   Вспомним
  страх смерти, знакомый каждому из нас. Лев Толстой переживал его мучительно,
  и не только за себя, но и за своих детей: «Зачем мне любить их, растить и
  блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я
  не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведет их к познанию этой истины.
  А истина — смерть».    В
  религиозных учениях этот страх обычно «нейтрализуется» верой в бессмертие
  души. Говорят, что американский философ Д.У. Джемс даже обещал после своей
  смерти найти способ духовного общения с друзьями. Но, как заметил
  И.И.Мечников, он так и не выполнил своего обещания.   В нашем
  веке науки вера в бессмертие души возродилась в новых формах (достаточно
  вспомнить интереснейшую работу американского ученого Р.Муди «Жизнь после
  жизни»). Однако при всей утешительности таких воззрений после недолгих
  размышлений с грустью сознаешь, что если дух отделится от своего обжитого
  родного тела, то это и будет смерть меня как существа телесно-духовного. Без
  тела мое сознание будет беспомощным, бездеятельным... Да и будет ли?   «Неизбежность
  смерти — наитягчайшая из наших горестей», — утверждал французский мыслитель
  XVIII века Вовенгарг. Трудно с ним не согласиться.   Смерть
  — это осознанная необходимость. Полнейшая наша несвобода. Высшая мера наказания,
  к которой приговорила каждого из нас равнодушная природа. Но есть и другая,
  прямо противоположная точка зрения. Смерть — благо!   «Признаем
  чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и религия: ни природа,
  ни наш разум не говорят нам об этом. ... Смерть — не только избавление от
  болезней, она — избавление от всякого рода страданий». Таково мнение М.
  Монтсня.   С
  научных объективных позиций — отрешенных от наших личных переживаний и
  страхов — смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все
  организмы, как известно, в благоприятной среде размножаются в геометрической
  прогрессии. Этот мощный «напор жизни» (выражение В.И. Вернадского) очень
  быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов.  
 К
  счастью, одни поколения освобождают арену жизни для других. Только в такой
  смене залог эволюции организмов. Ужасный образ скелета с губительной косой
  оборачивается воплощением сурового, но справедливого естественного отбора.   ...Увы,
  каждый из нас, живущих, жаждет не только познания, но и утешения; понимание
  блага смерти для торжества биологической эволюции вряд ли помогает нам
  радостно ожидать прекращения своей бесценной — для нас! — и единственной во
  веки веков личной жизни. А против неизбежности вечного небытия после мимолетного
  пребывания на свете остается единственное противоядие — жить, как говорится,
  на всю катушку.   «Если
  вместе со смертью, — писал В.М.Бехтерев, — навсегда прекращается
  существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К
  чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности
  прекращается имеете с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда
  ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она
  дает, ибо с прекращением жизни исс равно ничего не останется. Между тем иначе
  сама жизнь, как дар природы, протечет без тех земных удовольствий и
  наслаждений, которые она способна дать человеку, скрашивая его временное
  существование.   Что же
  касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этом думать, когда
  все: и «я», и«другие» — завтра, послезавтра или когда-нибудь превратятся в
  «ничто». Но ведь это уже прямое отрицание человеческих обязанностей, долга и
  вместе с тем отрицание всякой общественности, неизбежно связанной с
  известными обязанностями.   Вот
  почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за
  пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы
  бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного
  существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного
  существа в другие».   Но
  тогда и научное познание — не более чем развлечение и способ добывания
  жизненных благ, и нам, как всякому, приговоренному к «высшей мере», в
  последний час (месяц, год, десятилетие — не все ли равно?) поистине все
  дозволено, и нет никакого различия между добром и злом перед бездной небытия.   Можно,
  конечно, верить в бессмертие души, но следует знать, что бренное наше тело
  растворится в окружающем мире и никогда, никогда уже не суждено будет нам
  радоваться жизни земной.. С
  позиций естествознания смерть живого организма — это разложение на мельчайшие
  составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних   природных
  тел в другие. Примерно так писал в своем дневнике В.И.Вернадский,
  подчеркивая, что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись:
  «...в одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней
  творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который
  слагается из таких стремящихся к исканию истины человеческих созданий, в том
  числе и моего. Выразить ясно я это не могу...»   Последнее
  замечание очень обязательно. Вроде бы ученому с научных позиций все яснб.
  Однако его мысль не желает мириться с ограничениями научного метода,
  признающего лишь то, что можно доказат» По смерть — это очевидный факт, в
  доказательствах не нуждающийся (как Любая деспотия). А посмертное
  существование — домысел, вымысел, догадка ничем не подтвержденная и
  принимаемая на веру. Есть ли какая-нибудь возможность подтвердить или
  опровергнуть ее по данным современной науки?   Попытаемся
  выяснить это не умозрительно, а на основе имеющихся фактов.     Оглавление:  К читателю О смысле смерти Биологическая вечность жизни Начало жизни «Два синтеза Космоса» Живое из мертвого или мертвое из живого? Плата за совершенство? Человек древней кристалла Царство мертвых и мир живых Обреченные мятежники Вечное мгновение Бессмертная душа Смертная душа Преодоление безысходности Закон сохранения духовной энергии? За пределы бытия? От целого — к части Живое от живого, разумное от разумного Достоин вечного покоя...   |