«Знак вопроса» 2/92
Жизнь, смерть, бессмертие?...
БАЛАНДИН Рудольф
Константинович
О
смысле смерти
Перефразируем
известную поговорку. «Скажи мне, кто твои враг, и я скажу, кто ты». Враг
всего живого — смерть.
Оригинальный
русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал, что дальняя и высшая цель
человечества — победа над смертью, воскрешение всех, обитавших на Земле. Таков
сыновий долг живущих перед теми, кому обязаны они величайшим благом жизни.
Федоров попытался приговорить смерть к смерти.
Пожалуй,
попытка эта вызвана прежде всего отчаянием и стремлением во что бы то ни
стало преодолеть леденящий ужас небытия.
Вспомним
страх смерти, знакомый каждому из нас. Лев Толстой переживал его мучительно,
и не только за себя, но и за своих детей: «Зачем мне любить их, растить и
блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я
не могу скрывать от них истины, — всякий шаг ведет их к познанию этой истины.
А истина — смерть».
В
религиозных учениях этот страх обычно «нейтрализуется» верой в бессмертие
души. Говорят, что американский философ Д.У. Джемс даже обещал после своей
смерти найти способ духовного общения с друзьями. Но, как заметил
И.И.Мечников, он так и не выполнил своего обещания.
В нашем
веке науки вера в бессмертие души возродилась в новых формах (достаточно
вспомнить интереснейшую работу американского ученого Р.Муди «Жизнь после
жизни»). Однако при всей утешительности таких воззрений после недолгих
размышлений с грустью сознаешь, что если дух отделится от своего обжитого
родного тела, то это и будет смерть меня как существа телесно-духовного. Без
тела мое сознание будет беспомощным, бездеятельным... Да и будет ли?
«Неизбежность
смерти — наитягчайшая из наших горестей», — утверждал французский мыслитель
XVIII века Вовенгарг. Трудно с ним не согласиться.
Смерть
— это осознанная необходимость. Полнейшая наша несвобода. Высшая мера наказания,
к которой приговорила каждого из нас равнодушная природа. Но есть и другая,
прямо противоположная точка зрения. Смерть — благо!
«Признаем
чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и религия: ни природа,
ни наш разум не говорят нам об этом. ... Смерть — не только избавление от
болезней, она — избавление от всякого рода страданий». Таково мнение М.
Монтсня.
С
научных объективных позиций — отрешенных от наших личных переживаний и
страхов — смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все
организмы, как известно, в благоприятной среде размножаются в геометрической
прогрессии. Этот мощный «напор жизни» (выражение В.И. Вернадского) очень
быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов.
К
счастью, одни поколения освобождают арену жизни для других. Только в такой
смене залог эволюции организмов. Ужасный образ скелета с губительной косой
оборачивается воплощением сурового, но справедливого естественного отбора.
...Увы,
каждый из нас, живущих, жаждет не только познания, но и утешения; понимание
блага смерти для торжества биологической эволюции вряд ли помогает нам
радостно ожидать прекращения своей бесценной — для нас! — и единственной во
веки веков личной жизни. А против неизбежности вечного небытия после мимолетного
пребывания на свете остается единственное противоядие — жить, как говорится,
на всю катушку.
«Если
вместе со смертью, — писал В.М.Бехтерев, — навсегда прекращается
существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К
чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности
прекращается имеете с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда
ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она
дает, ибо с прекращением жизни исс равно ничего не останется. Между тем иначе
сама жизнь, как дар природы, протечет без тех земных удовольствий и
наслаждений, которые она способна дать человеку, скрашивая его временное
существование.
Что же
касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этом думать, когда
все: и «я», и«другие» — завтра, послезавтра или когда-нибудь превратятся в
«ничто». Но ведь это уже прямое отрицание человеческих обязанностей, долга и
вместе с тем отрицание всякой общественности, неизбежно связанной с
известными обязанностями.
Вот
почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за
пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы
бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного
существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного
существа в другие».
Но
тогда и научное познание — не более чем развлечение и способ добывания
жизненных благ, и нам, как всякому, приговоренному к «высшей мере», в
последний час (месяц, год, десятилетие — не все ли равно?) поистине все
дозволено, и нет никакого различия между добром и злом перед бездной небытия.
Можно,
конечно, верить в бессмертие души, но следует знать, что бренное наше тело
растворится в окружающем мире и никогда, никогда уже не суждено будет нам
радоваться жизни земной..
С
позиций естествознания смерть живого организма — это разложение на мельчайшие
составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних
природных
тел в другие. Примерно так писал в своем дневнике В.И.Вернадский,
подчеркивая, что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись:
«...в одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней
творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который
слагается из таких стремящихся к исканию истины человеческих созданий, в том
числе и моего. Выразить ясно я это не могу...»
Последнее
замечание очень обязательно. Вроде бы ученому с научных позиций все яснб.
Однако его мысль не желает мириться с ограничениями научного метода,
признающего лишь то, что можно доказат» По смерть — это очевидный факт, в
доказательствах не нуждающийся (как Любая деспотия). А посмертное
существование — домысел, вымысел, догадка ничем не подтвержденная и
принимаемая на веру. Есть ли какая-нибудь возможность подтвердить или
опровергнуть ее по данным современной науки?
Попытаемся
выяснить это не умозрительно, а на основе имеющихся фактов.
Оглавление:
К читателю
О смысле смерти
Биологическая вечность жизни
Начало жизни
«Два синтеза Космоса»
Живое из мертвого или мертвое из живого?
Плата за совершенство?
Человек древней кристалла
Царство мертвых и мир живых
Обреченные мятежники
Вечное мгновение
Бессмертная душа
Смертная душа
Преодоление безысходности
Закон сохранения духовной энергии?
За пределы бытия?
От целого — к части
Живое от живого, разумное от разумного
Достоин вечного покоя...
|