Различные течения в
исламе
Самый ранний и наиболее крупный раскол был вызван
появлением шиизма («шия» в переводе с араб. — партия, секта). Шиитское
движение породило недовольство персов к арабам-завоевателям, то есть это было
своего рода первой проявление антиарабского движения в Иране.
В шиизме верят, что законными преемниками пророка
Мухаммеда — имамами — могут стать только его кровные потомки, а «избранные»
общиной халифы незаконны. Отсюда и отвержение шиитами Сунны, составленной при
первых халифах из преданий о пророке. Шиизм дал еще несколько течений,
господствующим из которых стало течение, признающее одиннадцать имамов -
потомком Али; двенадцатый имам, по преданиям, таинственно скрылся еще в IX в,,
но скоро должен объявиться как спаситель мира — махди. Это течение очень
быстро распространилось в Иране и с начала XVI в. стало там официальной
государственной религией.
Другие ответвления шиизма оформились в разнообразные
секты. Так, исмаилиты (по имени ее основателя Исмаила, VII в,) сегодня
обитают в горных районах Афганистана, Ба-дахшапа и др. Религия исмаилитов
основана на местных народных домусульманскнх учениях и верованиях.
Исмаилитская секта, в свою очередь, дала толчок для
образования групп карматов и ассаеннов, а также последователей халифа Хакима,
известной до сих пор как друзы (о Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам,
охвативший большое количество мусульман, называется суннизмом. Его сторонники
признают законность сунн. От суннизма образовалось мутапилитское течение
(VIII — IXвв.). Эти сектанты утверждали, что Коран написан людьми, доказывали
«справедливость» бога, наличие свободной поли у человека. Но в конце IX в. в
халифате взяло верх реакционное фанатичное духовенство и мутазилиты
подверглись преследованию. Учения этой секты повлияли на дальнейшее раз-яитие-
мусульманского богословия.
В VTTT—IX вв. а правоверном мусульманском богословии
сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, малики-тов и ханбалитов (по
именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди
отсталого бедуинского населения Аравии. Школа ма-ликитов, близкая к школе ханбалитов,
получила господство в Северной Афр;тке. Две другие школы, распространившиеся
в более культурных областях мусульманского миpa, более свободное толкование
учения.
В тот же период в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма («суфи» — грубая шерстяная ткань). В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
предавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания,
мистического слияния с божеством, придавали особое значение именам божьим,
встречаемым в Коране. На основе суфийского учения стали образовываться ордена
странствующих монахов (дервишей), представители которых вскоре превратились в
шарлатанов, обманьтающнх и обирающих народ.
С суфизмом было исторически связано движение тари-ката («тарикатз»
в переведе с араб. - путь). Первоначально это понятие означало благочестивую
жизнь для общения с богом, впоследствии в движение влились фанатики,
проповедующие «священную войну* против христиан и других иноверцев. Под
знаменем тариката вели, иапримьр, войну имамы на Кавказе против русских.
В XVIII в. в Аравии возникло течение ваххабитов,
выдвигавших протест против зажиточных городских купцов и богачей, Они
требовали возвращения к первоначальному прямому и простому толкованию Корана,
строгому соблюдению обрядов и запретов, боролись с европейскими культурными
влияниями и т. п. Сегодня ваххабизм является господствующей религией в
Саудовской Аравии.
В середине XIX в. в Персии зародилось эабистское движение,
в котором объединились недовольные крестьяне и городская беднота. Движение
возглавил Мохаммед Али, который назвал себя посредником между людьми и богом,
призванным возвестить людям новый закон, а также призывал всех мусульман к
равенству и братству. Движение бабистов вскоре было жестоко подавлено
властями, а его руководители были казнены (1850 г.). Несмотря на все гто,
идеи бабистов были подхвачены, переработаны, и новое движение, которое
назвали йехаизмом, возглавил Мирза Хусейн Лли. В этом вероучении сильно
чувствовалось влияние христианских идей, так как мусульманские догматы и
правовые нормы подверглись значительному смягчению: призывы к равенству между
людьми, непротивлению злу, прощению и Любви к ближним, отказу от насилия. Бехаизм
постепенно распро хранился в интеллигентской среде, а затем им, как
модернизированной редакцией ислама, заинтересовались в Западной Еврзпе и
Америке.
В прежние времена в мусульманских странах государственную
и церковную власть осуществлял гл гва государства (халиф, падишах), который
считался преемьиком пророка. Штат его созетников составляло высшее
духовенство, поэтому и гражданское и уголовное право было построено на рели гиозном
законе — шариате. За выполнением норм шариата следили мусульманские
богословы. В настоящее время в исламе наиболее остро обозначились две
тенденции: в богословских кругах пробивается идея о праве каждогс
мусульманина на иджтихад — самостоятельное суждение по религиозным и правовым
вопросам; и вновь теологами изучается религиоз ная обязанность мусульман -
джихад.
|