Серия «100 великих»: Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий
Андрей Юрьевич Низовский
ТАЙНЫ ЗЕМЛИ И ВСЕЛЕННОЙ
Рисунки в пустыне
Загадочные
рисунки в перуанской пустыне Наска, самое масштаб- ное произведение искусства
в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений
человека, были мало кому известны до 1939 года В том году пилоты, пролетавшие
над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный
узор из беспоря- дочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с ди-
ковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при опре- деленном
освещении Это открытие вызвало большой интерес
Первоначально
археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы Для их
исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг- Айленде
(США) С воздуха узоры выглядели необъятными, но на земле из-за неров- ной
поверхности Косок едва нашел их «Линии можно было различить, только если
смотреть на них вдоль Несколько ярдов в сторону — и ниче- го нельзя было
заметить» После первых тщательных изучений удивлению Косока не было предела
по его чертежам выходило, что это было четкое изображение большой птицы,
различить с земли которую было невозможно Как можно было создать такой
рисунок Косок исследовал долину и обнаружил очертания огромного паука, за
которым следовали дюжины других рисунков, изображавших либо животных, либо геометри-
ческие узоры Он не мог понять, кем был этот загадочный художник и что это был
за народ, оставивший после себя такие произведения искусства
В 1946
году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немец- кому математику,
интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически
вся «каноническая» история загадочных рисунков пустыни Наска С той поры Мария
Райхе, ставшая самым круп- ным в мире специалистом по проблеме Наска, работая
практически в одиночку, узнала много нового о способах создания этих картин
Она спешила зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий,
пока их не уничтожили туристы и автомашины Как установила Райхе, рисунки были
изготовлены достаточно про- стым способом на желтоватой земле был линиями выложен
тонкий слой темных камней Но, хотя физически такая работа не представляется тя-
желой, проект был крайне сложен Райхе считает, что авторами рисунков
использовалась фиксирован- ная единица измерения, равная 0,66 см, подобно
мегалитическому ярду Александра Тома Потом фигуры выкладывались по специально
постро- енному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с
помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно
наблюдать и сегодня «Длина и направление каждого от- резка были тщательно
промерены и зафиксированы
Приблизительных
промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершен- ные
очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки откло- нение всего на
несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка Фото- графии, сделанные таким
образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам
Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у
нас и которое, в совокупности с древ- ними знаниями, тщательно скрывалось от
завоевателей, как единствен- ное сокровище, которое нельзя похитить» Славу
рисункам Наска принесли Эрих фон Деникен и другие искате- ли следов
космических пришельцев Пустыня была объявлена не чем иным, как древним
космодромом, а рисунки — своеобразными навигационны- ми знаками для кораблей
пришельцев Другая версия гласила, что рисун- ки в пустыне являются картой
звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя
обсерватория Знаменитый Джеральд Хокинс, астроном, который разгадал тайну
Стоунхенджа, прибыл в Перу в 1972 году, чтобы выяснить, есть ли среди
рисунков пустыни Наска знаки, указывающие на связь с астрономическими
наблюдениями (этих знаков там не оказалось).
Его
удивило, что линии необыкновенно прямые — отклонение составляет не более 2 мет-
ров на каждый километр. «Такую фигуру невозможно было бы создать даже с
помощью фотограмметрического промера, — считает он. — Эти линии действительно
абсолютно прямые, мы бы не получили такого ре- зультата, даже воспользовавшись
современной аэросъемкой. И такая пря- мизна сохраняется на протяжении многих
миль. Из-за стелющегося по земле густого тумана линии порою становятся
незаметными. Но они про- должаются точно в том же направлении на
противоположной стороне оврага, и они такие же прямые, как траектория
пущенной стрелой». Мария Райхе уверена, что только прикоснулась к древней
тайне: «Что наиболее впечатляет в этих наземных рисунках — это их огромные раз-
меры в сочетании с совершенными пропорциями. Как они могли изобра- зить
фигуры животных с такими точными очертаниями и точно выверен- ными размерами
— загадка, которую мы разрешим не скоро, если вооб- ще разрешим». Райхе
сделала, правда, одну оговорку: «Если, конечно, они не умели летать».
Именно
это пытался доказать Билл Спорер, резидент США в Перу, член Международного
исследовательского общества. Люди, которые со- здали эти узоры, вероятно,
происходили из двух сходных народов, извест- ных как культуры Паракас и Наска,
которые в период до и после нашей эры занимались земледелием. Но эти народы
известны своими успехами и в искусстве ткачества и украшения глиняных
изделий, и это дало Спореру ключ к разгадке. Четыре куска ткани Наска из
разграбленной могилы, обнаруженной недалеко от перуанских рисунков, были
исследованы под микроскопом. Было выяснено, что древние перуанцы использовали
в сво- их материях лучшее переплетение, чем мы используем при изготовлении
современной парашютной ткани, и более крепкое, чем в современных тканях для
воздушных шаров — 205 на 110 нитей на квадратный дюйм в сравнении с 160 на
90. На глиняных горшках обнаружены изображения предметов, напоминающих
воздушные шары и воздушных змеев с разве- вающимися лентами. Начав
расследование, Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике
по имени Антаркви, который помогал инкам в сра- жении, летая над укреплениями
противника и сообщая о расположении их отрядов. На многих тканях Наска
изображены летающие люди.
Эти
легенды возникли очень давно, но известно, что и сегодня некоторые индийские
племена Центральной и Южной Америки делают для своих церемоний воздушные шары
и запускают их во время ритуальных празд- неств. Еще одна загадка состоит в
так называемых «костровых ямах», кото- рыми заканчиваются многие прямые
линии. Это круглые ямы примерно 10 метров в диаметре с обугленными камнями. Спорер
вместе с несколькими другими исследователями изучил эти камни на предмет
того, не яв- ляются ли они кратерами от падения небесных тел, и
удостоверился, что почернели они от воздействия сильного источника тепла.
Может быть, на этом месте был разведен большой костер, который согревал
воздух внут- ри шара? В ноябре 1975 года эта теория подверглась проверке.
Только из тех материалов и технологий, которые могли быть доступны индейцам На-
ска, был построен воздушный шар. Под ним зажгли огонь, и шар отпра- вился в
полет с двумя пилотами в тростниковой корзине. Из всех гипотез по поводу
возникновения такого совершенного узора идея с шаром была самая лучшая. Но
цель всего этого до сих пор неясна. Может быть, это была своеобразная форма
погребения, и тела мертвых вождей Наска от- правляли на черных воздушных
шарах — в объятия бога солнца? Может быть, птицы и другие огромные существа
символизируют вечную жизнь этих вождей? Но зачем им понадобились такие прямые
линии? Ответа нет...
Но есть
свидетельства, что среди древних такое стремление к точно- сти было весьма
распространенным. Существует явное сходство между перуанскими рисунками и
находками на другом конце земного шара: Сто- унхендж и многие знаменитые
мегалиты отличаются необыкновенной геометрической точностью. К тому времени,
когда были выложены перу- анские узоры, традиция мегалитических строений уже
угасла, поэтому прямых доказательств связи двух культур нет. Но не будет
слишком опро- метчивым предположить, что уровни развития этих культур, в
которых неграмотные люди использовали преимущественно камни, были схожи; и
что искусство создания наземных рисунков умерло с появлением пись- менности и
цивилизации. Перуанские рисунки являются одним из чудес света.
До окончатель-
ной разгадки их тайны, однако, по-прежнему далеко. Если не считать, что
отпала версия о взлетно-посадочных полосах для космических кораблей. Райхе
категорически отвергает возможность того, что рисунки Наска были посадочными
знаками инопланетян: гипотетические космические при- шельцы вряд ли находятся
на таком первобытном уровне, чтобы выкла- дывать фигуры из камня. Кроме того,
«если вы передвинете камни, то увидите, что земля под ними довольно мягкая, —
говорит Мария Рай- хе. — Боюсь, что космонавты завязли бы в такой почве»...
|