«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА: Государство и общество: Образование
Образование
ПЕРВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ
12
января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Инициатор
его основания — Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), который принимал
активное участие в определении состава студентов и порядке их приема.
Ломоносов стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее
способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян.
САМЫЙ
МАЛЕНЬКИЙ ВУЗ
Каунасская
духовная семинария была основана в 1940-е годы. Во время советской власти
поступление в это учебное заведение было ограничено и поэтому в течение 1944
— 1990 годов ее смогли закончить немногим более 500 выпускников. Наименьшее
количество слушателей в Каунасской духовной семинарии насчитывалось в 1965
году — всего 23 человека.
УЧЕНЫЕ
СТЕПЕНИ В РОССИИ
Ученые
степени (доктора, магистра и кандидата) были учреждены в российских
университетах в 1803 году. В течение XIX столетия правила и порядок
присвоения этих степеней неоднократно менялись.
Процедура
получения ученых степеней была многоэтапной и сложной. Первая степень
(кандидата) присваивалась при наличии рукописной диссертации, что
соответствует современной дипломной работе. В 1884 году кандидатская степень
была отменена.
Степень
магистра являлась промежуточным звеном между кандидатской и докторской.
Процедуры защиты диссертаций на звание магистра и доктора мало чем отличались
друг от друга: сдавались экзамены, представлялась работа, после чего, если
факультет считал работу достойной искомой степени, разрешалась защита.
Самой
интересной была публичная защита, на которой выступали как официальные, так и
неофициальные оппоненты. Нередко в диспуте принимало участие до пяти
неофициальных оппонентов, и некоторые из них использовали университетскую
защиту как трибуну для пропаганды передовых идей своего времени.
ПЕРВАЯ
ЖЕНЩИНА-АКАДЕМИК
Первой
женщиной-академиком в России стала... француженка Мари Колло (1748 — 1821),
ученица скульптора Э. М. Фальконе. Мари родилась в Париже. С 1766 по 1778 год
работала вместе с Фальконе в России. За вылепленную к памятнику Петру I
модель головы царя в 1767 году (в 19-летнем возрасте!) Колло стала членом
Петербургской Академии художеств.
ПЕРВАЯ
ЖЕНЩИНА - ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК
Значительное
место в становлении и развитиироссийской науки занимает княгиня Екатерина
Романовна Дашкова, урожденная графиня Воронцова (1744 - 1810).
Будучи
в 1783 — 1796 годах первой женщиной — директором Петербургской Академии наук
и президентом Российской Академии, она способствовала изданию научных трудов
и чтению публичных лекций. Ее «Записки» изданы на русском языке А. И.
Герценом в 1859 году. Дашкова сыграла значительную роль в дворцовом
перевороте 28 июня 1762 года, который привел на престол Екатерину II.
ПЕРВАЯ
ЖЕНЩИНА - ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК
1864
году в России был издан указ, запрещающий женщинам иметь специальное
образование. Восемнадцатилетняя девушка из Орловской губернии Зинаида Окунькова,
одержимая страстной тягой к медицине, посещала занятия в Военно-хирургической
академии переодетой в мужской костюм. Позже она уехала из Петербурга в Цюрих,
где поступила в университет. Затем продолжила образование на медицинском
факультете в Париже. Там же в 1877 году Зинаида Николаевна первой из русских
женщин-врачей блестяще защитила диссертацию на степень доктора медицинских
наук.
Вернувшись
на родину, доктор Окунькова практиковала в Москве. Была членом Московского
медицинского общества и Московского общества русских врачей. Умерла в 1938
году.
ПЕРВАЯ
ЖЕНЩИНА – ПРОФЕССОР И ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК
Русский
математик и писательница Софья Васильевна Ковалевская (1850 — 1891) к концу
своей короткой жизни преподавала в Стокгольмском университете, стала там
первой женщиной — профессором (1884), а в 1889 году — членом-корреспондентом
Петербургской Академии наук. Основные ее труды посвящены математическому
анализу, механике и астрономии. Но мало кто знает, что ее перу принадлежат и
беллетристические произведения — повесть «Нигилистка» и семейная хроника
«Воспоминания детства».
В
ПЯТЕРКЕ ЛУЧШИХ
В 1991
году впервые школьники Советского Союза приняли участие в тестировании для
международного исследования качества подготовки учащихся. Оно проводилось в
школах с обучением на русском языке в 13 республиках (кроме Грузии и
Узбекистана). В марте 1992 года были подведены итоги этого исследования.
Оказалось, что несмотря на все обрушившиеся на наше просвещение перемены,
качество преподавания заслуживает самых высоких оценок. Наши школьники вошли
в пятерку лучших по качеству знаний, а по математической подготовке были на
четвертом месте (после учащихся из Южной Кореи, Тайваня и Швейцарии).
|