Энциклопедия Преступлений и Катастроф
ЧАСТЬ II. ПРЕДСКАЗАТЕЛИ И ПРОРОКИ
ШАМАНСКИЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ («ОБОРОТНИ»)
Способность
духов-хранителей шаманов являться в человеческом виде и говорить с людьми
считается доказательством их могущества. В то же время они иногда могут
являться и в виде необычных животных — например, летающих змей или
млекопитающих, что также является доказательством могущества
духов-хранителей. Принятие человеческого облика является магическим действом.
Являясь хранителем шамана, животное наделяет его такой же силой перевоплощения
— особенно из человека в животное и обратно.
Уверенность
шамана в том, что он может принимать форму своего духа-хранителя, — давнее и
широко распространенное убеждение. Шаманы часто превращались в волков,
медведей, оленей, рыб, птиц.
Перевоплощение
шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла». Оно тщательно
скрывается от всех. В древности люди в этих местах верили, что только один
раз в году, когда последний снег почернеет, шаманские ие-кыла появляются на
земле; тогда души шаманов, воплощенные в них, рыщут везде: их видит только
глаз колдуна, обыкновенные же люди их не замечают. Сильные и смелые из них
пролетают с шумом и ревом, слабые — тихонько и крадучись; особенной
драчливостью и задором отличаются шаманки, и, действительно, если среди них
встретится настоящая колдунья, то никому не уступит, неопытные или задорные
шаманы часто вступают в драку, что приводит к болезни или даже смерти того,
чей ие-кыла был побит. Иногда сходятся на бой первоклассные силачи-шаманы и,
сцепившись, лежат в продолжение нескольких месяцев, даже лет, не будучи в
состоянии одолеть друг друга; тогда люди — собственники этих ие-кыла, сильно
болеют, пока один из них не умрет и не освободит другого. Самые слабые и
трусливые бывают собачьи шаманы, самые сильные и могущественные те, чьи ие-кыла
— громадный бык, жеребец, орел, лось (сохатый), черный медведь.
Самые
несчастные шаманы — это те, которые могут перевоплощаться в волка, медведя
или собаку; эти звери ненасытны, им все мало, сколько бы ни добывал для них
шаман-человек; особенно собака не дает покоя своему двуногому двойнику: она
грызет зубами его сердце, рвет его тело. Тогда шаман сильно хворает и
мучается. Ворон тоже плохой ие-кыла; орел и бык-порос называются «чертовскими
бойцами и воителями», их титул самый лестный для шамана. Если является новый
шаман, то другие шаманы сейчас же узнают об этом по появлению нового, не
замеченного ими до сих пор ие-кыла».
Приобретение
ие-кыла — духа-покровителя, а вместе с тем и присущих ему качеств вовсе не
зависит от воли шамана: оно или случайно, или предначертано свыше. (Д. В. Кандыба.
Русский гипноз. — М., изд-во «КСП», с. 16—17).
Древняя
шаманская вера в способность превращаться в животных сохранялась в Западной
Европе до эпохи Возрождения. Такое воплощение шамана (колдуна) получило в ту
эпоху название «оборотень». Викинги, прозванные своими жертвами «морскими
волками», оказывается, были хорошо осведомлены об «оборотнях».
Во
время кровавых набегов их колдуны надевали на себя звериную личину, как это
делал в IX в. воин Квелд-Улф, в переводе «ночной волк». Ученые приписывают
происхождение слова «берсерк», что на современном норвежском языке означает
«безумствующий, ослепленный», викингам, которые во время стычек действительно
безумствовали. В то время это слово означало «медвежья шкура» и служило
кличкой тем, кто в бою становился подобен яростному медведю.
Европа
славилась своими преданиями и легендами о кровожадных вервольфах
(оборотнях-волках). Все мы знаем миф о вскормленных волчицей младенцах —
Ромуле и Реме, основавших великий Рим. Несомненно, этот миф имеет своим
истоком культовое поклонение вервольфу.
В
средние века на вервольфов шла настоящая охота, их истребляли огнем и мечом,
так как христианская церковь считала их воплотившимися в волков колдунами, т.
е. людьми, вовлеченными в метаморфозы шаманизма, и преследовала их с помощью
инквизиции. В то мрачное время они считались слугами дьявола.
Существовал
даже целый перечень примет, по которым любой верующий в Господа мог
распознать «оборотня»: сросшиеся на переносице брови; уши, заостренные
кверху; волосы на ладонях рук; особые признаки исчезнувшего хвоста; скрюченные
пальцы или бросающиеся в глаза своей величиной или изгибом ногти. Считалось
также, что у человека-оборотня под кожей растут волосы. Именно этот признак,
наличие которого со всею старательностью выискивали у подозреваемых «святые
инквизиторы», стал причиной многих смертей.
Чтобы
распознать в волке «оборотня», особой хитрости не требовалось: если волк
очень большой, свирепый и имеет необычный окрас, его следовало убить, потому
что он, несомненно, был вервольф.
Для
превращения в животное в одних случаях шаманами принимались галлюциногенные
препараты, и других достаточно было шаманской пляски с барабанным боем. Во
время таких плясок часто надеваются специальные маски и одежды, чтобы
увеличить сходство с животными-силами. Все это служит для соединения личного
сознания с сознанием животного-силы. Выполняя пляску, шаманы обычно подражают
не | только движениям, но и звукам животных. В Сибири, Америке и других
местах шаманы издают крики птиц, рычание и другие звуки животных-силы.
Индейцы
Мексики и Гватемалы называют духа-хранителя «нагваль» (производное от
ацтекского «нахуал-ли»). Нагвалем называется как сам дух-хранитель, так и сам
шаман, перевоплощающийся в него. (Значение этого слова — тот, кто остается
скрытым, замаскированным). Нагвалем в Мексике также называют того шамана, который
способен к такому превращению, независимо от того, совершает он его в
настоящий момент или нет.
|