Условия формирования
цивилизованной этики
Этику предпринимательства формируют, прежде всего, сами
предприниматели, различные государственные институты, средства массовой
информации и пр. Для того чтобы предпринимательская этика формировалась не в
разрез с общественными нравственными принципами, идеология бизнеса должна
основываться на таких понятиях, как свобода, право, пропаганда, стабильность,
сотрудничество. Рассмотрим эти понятия подробнее.
Свобода. Приемлема только для демократического общества,
где сосуществуют политическая и экономическая свобода, свобода слова, печати
и выбора, свободное ценообразование, свободная конкуренция, свобода выбора
экономического субъекта, равенство физических и юридических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью и т. п.
Право. Уважение К закону, соблюдение законов, нормативное
установление общих правил поведения, регламентирующих деятельность
предпринимателей, формирование общих моральных ценностей в сфере рыночных
отношений.
Пропаганда. Тесное сотрудничество со средствами массовой
информации, осуждение коррупции, теневого бизнеса, нечестной конкуренции,
создание образа преуспевающего делового а, обладающего высокими моральными
принципами.
Стабильность. Стабильность законодательств, сильная и
четко работающая исполнительная власть, парламентские средства политической
борьбы.
Сотрудничество. Создание профессиональных объединений
предпринимателей, которые будут выполнять функцию беспристрастных арбитров
при оценке уровня нравственности входящих в них корпораций и в случае
нарушения предпринимательской этики будут применять самые жесткие меры.
Заключение
Как ни грустно, но отечественные предприниматели еще не
влились в единую систему правил взаимоотношения людей в сфере
предпринимательства. Будем надеяться, что соотечественники-предприниматели
возьмут на вооружение опыт зарубежных бизнесменов, включатся в правила
рыночной игры, будут выполнять этический кодекс.
В предыдущих разделах реферата были рассмотрены проблемы,
выявленные в предпринимательской этике. Теперь можно в общем рассмотреть
нормы поведения, которые и составляют основу этического кодекса
предпринимателя.
В основе бизнеса должно лежать не только стремление
увеличить капитал, но и Желание приносить пользу другим в целом, обществу;
привносить в бизнес творческое начало.
Уважать профессионализм и компетентность. Понимать и
поддерживать тех, кто хочет и умеет работать, стремится к самореализации.
Понимать необходимость честной конкуренции, уважительно
относиться к другим предпринимателям. Уважать законы, государственную власть,
любую собственность, социальный порядок.
Стремиться к нововведениям, ценить культуру й образование,
принимать активное участие в развитии науки и техники, выступать в поддержку
экологических обществ.
Принимать окончательное решение самостоятельно, но
перекладывая ответственность на подчиненных.
Планировать работу так, чтобы она не шла вразрез с личными
целями сотрудников.
Терпимо относиться к недостаткам других, никогда и никого
не унижать.
Соблюдение предпринимательского этикета, культура общения,
доскональное знание своего дела, вежливость, корректность, чувство меры во
всем и некоторые другие «атрибуты» делового человека — гарантия половины
успеха в предпринимательской деятельности. Знание и соблюдение этического
кодекса, заинтересованность в успехе не только личного, но и отечественного
бизнеса и здоровый азарт в делах привлекут внимание зарубежных
предпринимателей, стремящихся расширить сферу своего бизнеса, станут тем
«элементом», который поможет нашей стране приобрести экономическую
стабильность и подняться на более высокий уровень на международном рынке.
|