Личность основателя
Изначальное имя Будды — Сиддхартха, фамильное прозвище — Гаутама.
Он родился около 563 г. до Р, X. близ Гималаев, на границу Непала.
Отец Сиддхартхи, Щуддходана, был раджей полузависимого
княжества. Мать — умерла через несколько дней после его рождения. Раджа,
страстно любивший свою жену, перенес всю свою любовь и тепло на сына. По мере
того как ребенок рос, отца стал тревожить характер сына: мальчик любил
предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в
глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений.
Шуддходана различными способами пытался отвлечь сына от
созерцаний, но вес его попытки оставались безуспешными.
Легенда рассказывает, что однажды Гаутама гулял со своим
возницей Чанной и неожиданна увидел дряхлого старика. Мальчик был настолько
потрясен его видом, что стал расспрашивать слугу о старости. Гаутаму
шокировало то, что старость — удел всех людей. Его охватило отвращение ко
всему, ничто не могло возвратить безмятежности детства. Мир, жизнь оказались
неприемлемыми. И это было своеобразным восстанием против самих основ
мироздания.
«И вот, покинул я родной дом, — рассказывал Будда, — ради
бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном
пути высшего мира».
В то время ему шел тридцатый год.
Изучав философские системы и поняв, что они не могут
разрешить мучившие его проблемы, Гаутама обратился к йогам-практикам. После
обучения он покинул своих наставников и удалился в джунгли для того, чтобы
самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. Однажды, после многодневной
неподвижности, он, к ужасу друзей, не смог подняться на ноги и замертво
свалился на землю. Все решили, что на этом завершился жизненный путь Гаутамы,
но подвижник просто был в глубоком обмороке от истощения.
И этот способ не открыл секреты мироздания, и Гаутама
решил отказаться от бесплодного самоистязания.
Он впервыце за долгое время принял пищу — рисовую
похлебку, принесенную молодой девушкой. К йогам-аскетам, удалившимся от мира
и его благ ради поиска истины, в Индии относились уважительно и приносили
отшельникам нехитрую пищу, плоды, лепешки, стараясь не нарушить их покой. Гаутама
вышел на берег реки. Цвела аиюка - «беспечальная», листья баньяна накрыли
берег узорчатой подвижной тенью. Весь день Гаутама провел у воды, созерцая
переменчивые блики и следя, как медленно смещается солнечная дорожка к
противоположному берегу. Настала ночь, и успокоенный отшельник прилег среди
мощных корней баньяна. И тут произошло событие, которое изменило жизнь Будды
и стало впоследствии толчком к совершенно новому способу постижения истины.
Долгие и мучительные размышления, самоотречение и
аскетизм, медитация у соды завершились состоянием, которое называют
«просветлением». Гаутама усидел, понял, прочувствовал с необыкновенной
ясностью, исключающей любые сомнения в истинности, как связаны жизни всех
существ в едином круговороте Жизни, как пронизывают друг друга зримый И
незримый миры. Ему открылся всеобщий поток, уносящий все сушее, изменяющий
его непрерывно, связывающий в единую цепь причин и следствий малейшие частицы
мира. Рождение и смерть, созидание к разрушение предстали перед ним в
жестокой взаимосвязи колеса, вращаемого «строителем дома» — ТришноЛ, жаждой
бытия. Гаутама узнал своего врага, вновь и вновь возрождающего ушедшее и
швыряющего в поток страданий. Он понял, какой дорогой нужно идти, чтобы
вырваться из порочного круга, обрести покой. Теперь он стал тем, кого мир
узнает под именем Будды — «Просветленного».
Практика нелогического и неаналитического постижения
истины прочно вошла в обиход буддизма, дзен-буддизма. Состояние «сатори» -
озарения, просветления — известно даосам. Интересно, что в последние годы XX
в. способ получения информации о мире, минуя опыт и анализ, признается
традиционной наукой и назван способом «распаковки смысла»
|