«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Мир искусства: Живопись и скульптура
Живопись
САМАЯ
БОЛЬШАЯ ГАЛЕРЕЯ
Зимний
дворец в Санкт-Петербурге с прилегающим к нему Эрмитажем является самой
крупной картинной галереей и самым большим музеем в России. Посетитель должен
пройти 22 километра, чтобы осмотреть 400 залов, в которых экспонируется почти
2,5 миллиона произведений искусства и археологических объектов. Для того
чтобы осмотреть все экспонаты музея, задерживаясь около каждого не более
минуты, нужно затратить 11 лет. В этом грандиозном здании 1050 залов. 1945
окон, 1786 дверей, 117 лестниц.
Коллекцию
Эрмитажа начали составлять еще в XVIII веке. Художественные ценности были
собственностью русских царей и размещались в особых комнатах Зимнего дворца,
получивших название «Эрмитаж», что означает в переводе' с французского
«уединенный уголок», «приют отшельника».
Датой
основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Берлине у супца Гоцковского
была куплена коллекция из 225 картин. Вслед за тем русскими царями были
приобретены коллекции Кроза (Париж), Уолпола «Англия). В Г814 году была
куплена часть коллекции императрицы Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.
После 191/ года музей пополнился богатыми собраниями картин и скульптуры,
принадлежавшими ранее русским аристократам Строгановым, Юсуповым,
Шуваловым... В 1922 году = Эрмитаж была передана из Академии художеств
знаменитая Кушелевская галерея. После 1917 года коллекция Эрмитажа
увеличилась почти в 4 раза.
КАРТИННАЯ
ГАЛЕРЕЯ В КВАРТИРЕ
Уникальную
картинную галерею основал у себя дома рабочий Казанского завода точного
машиностроения Владимир Корсуков. В ней представлены копии таких знаменитых
шедевров, сак «Даная» Рембрандта, «Отцелюбие римлянки» Рубенса, «Неизвестная»
Крамского, «Девятый вал» Айвазовского... Все они, как и десятки натюрмортов,
пейзажей и морских видов, которыми увешаны стены, начиная с прихожей,
написаны рукой самого хозяина. Он — художник-копиист, однако не просто
механически «фотографирует» шедевр, а как бы создает его заново, вкладывая в
него душу и талант, мучаясь над подбором цветов и красок.
КАРТИНА-ГАРМОШКА
В 1838
году русские художники Григорий и Никанор Чернецовы отправились на дощатом
суденышке в путешествие по Волге. Они плыли шесть месяцев, — где под парусом,
где на веслах, и прибыли в Астрахань уже в ледостав, едва не погибнув среди
льдин. Братья сделали 2000 эскизов берегов великой реки, зарисовали
знаменитую Нижегородскую ярмарку, жигулевские дали и все типы тогдашних
волжских судов. Эти наброски послужили материалом создания панорамы Волги —
огромного полотна длиною в 746 метров, состоящего из 1982 листов, сложенных в
«гармошку». Русский царь Николай I не проявил к этой титанической работе
никакого интереса — просто велел отослать картину в Эрмитаж. Впоследствии ее
долго не могли найти. И только после Великой Отечественной обнаружили в
фондах ленинградской публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
САМАЯ
ДЛИННАЯ КАРТИНА
Картину
длиной 846 метров создал в конце прошлого века художник П. Пясецкий.
Свернутую в свитки (до нашего времени их дошло девять) картину демонстрируют
в Музее истории Западно-Сибирской железной дороги в Новосибирске словно
киноленту. В оригинале уникальное полотно «Великий Сибирский путь» было еще
внушительнее — 942 метра, но за давностью лет часть его оказалась утерянной.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году картина Пясецкого получила Большую
золотую медаль.
Художник
проехал всю трассу, запечатлев укладку рельсов, вагон-церковь с колоколами и
иконостасом, бархатные диваны, кресла и ванны в купе для состоятельных
пассажиров. Разматывая с разной скоростью свитки, можно совершить
увлекательное путешествие по Транссибу. Картина пока «приписана» к Эрмитажу.
МАРАФОН
ПО РИСОВАНИЮ
15 — 16
декабря 1989 года московский график Сергей Арто за 24 часа 2 минуты 30 секунд
непрерывной работы нарисовал с натуры 565 портретов разных людей.
САМЫЙ
МАЛЕНЬКИЙ ПОРТРЕТ
Индийские
микрорезчики гордятся тем, что могут создавать портрет на рисовом зерне. А
вот украинский мастер Николай Сядристый изготовил портрет В. И. Ленина на
торце волоса, размером в одну сотую квадратного миллиметра. Портрет Сядристого
умещается на «рисовом» портрете 3000 раз.
САМЫЕ
МАЛЕНЬКИЕ КАРТИНЫ МАСЛОМ
Ереванский
микромастер Эдуард Казарян не только микротехник, но и хороший художник. На Vg
сантиметра человеческого волоса он нарисовал масляными красками 62 портрета
армянских ученых, философов, композиторов, писателей и других известных
деятелей.
САМЫЕ
МАЛЕНЬКИЕ ГРАВЮРЫ
Ереванский
микромастер создал также неповторимый шедевр «Музей на спичечной головке». На
головке спички Э. Казарян ухитрился поместить семь микрогравюр с изображением
достопримечательностей Москвы: Спасской башни Кремля, храма Василия Блаженного,
Большого театра, Московского государственного университета, Мавзолея В. И.
Ленина, скульптуры «Рабочий и колхозница», главного павильона при входе на
ВДНХ (ныне Всероссийский выставочный центр).
На
рисовом зерне Казарян вырезал всех персонажей сказки «Репка». Мышонок
получился не больше макового зерна, но хорошо видны и хвостик, и глазки, и
оскаленные зубки.
Увлечение
Э. Казаряна... концертмейстера Государственного симфонического оркестра
Армении, широко известно за рубежом. В Пражском национальном музее
демонстрируется созданная им гравюра с видами Праги и Еревана. Она вырезана
из половины рисового зерна. В одном из германских музеев (на территории
бывшей ГДР) экспонируется пейзаж Араратской долины и озера Севан,
выгравированный на виноградной косточке.
На 'Д
части виноградной косточки Казарян выполнил портрет Шота Руставели. А на срезе
манной крупинки изобразил квартет Армянской государственной филармонии.
САМАЯ
СТАРАЯ ГРАВЮРА
«Львов,
южной Руси главный город, — славнейший склад восточных товаров». С такой
надписью в 1618 году был издан в Кельне эстамп с гербами этого древнего
города и известными его сооружениями. Специалисты считают, что это самая
стародавняя гравюра. Выполнена она по рисунку инженера Аврелия Пасаротти,
который в начале XVII века проектировал во Львове реконструкцию оборонных
сооружений города. Хранится эстамп в местной научной библиотеке имени В. Стефаника.
ХУДОЖНИК-ДОЛГОЖИТЕЛЬ
Русский
художник Илья Ефимович Репин прожил 86 лет (1844 — 1930). До последних дней
своей жизни он неутомимо трудился. К старости у него стала плохо действовать
правая рука, тогда он выучился писать левой.
Работу
над своей последней картиной Илья Ефимович Репин начал в 83 года
большой
картиной «Гопак», которую посвятил горячо любимому им композитору М. П.
Мусоргскому. Закончить картину Репину так и не удалось.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЭМАЛИ
Впервые
за два последних столетия в истории русской культуры 3 марта 1992 года
королева Англии Елизавета II позировала российским художникам. Идея создания
миниатюрных эмалевых портретов знаменитых людей принадлежит Дирекции
Государственных музеев Московского Кремля. Серия начата портретом ювелира
Карла Фаберже к 150-летию его фирмы. Создатели уникальной серии —
художники-ювелиры Алексей Максимов (род. 1952) и Леонид Эфрос (род. 1949).
Художественной эмалью они занимаются около 20 лет, их работы экспонировались
в разных странах.
|