Причины возникновения
магии
Считается, что современное общество переживает ренессанс
оккультизма и первобытного колдовства. Чародейство, чернокнижие, колдовство,
оккультизм - эти слова ныне не сходят со страниц журналов и газет.
Существуют различные определения .магии, но наиболее
полным асе же является то, которое дано в Большой Советской Энциклопедии:
«Магия — это обряды, связанные с верой в способность человека
сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы,
а также на воображаемых духов и богов». Все неизменно отмечают главную
особенность магии; в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и
в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир.
Магическое действие, как правило, состоит из основных
элементов:
материальный предмет (вещество), то есть инструмент;
словесное заклинание — просьба или требование, с которым
обращаются к сверхъестественным силам;
определенные действия и движения без слов - сам обряд.
Время возникновения магии ученые относят к эпохе каменного
века, то есть к периоду первобытного общества. Имеются данные, что магические
обряды и верования существо вали уже у неандертальцев, живших 80—50 тысяч лет
назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьсреких
пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция),
которые рассматриваются как свидетельства охотничьих обрядов (пещерные
медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Некоторые
ученые считают что первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости,
надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем:
самым племя обеспечит себя едой в будущем. По крайней мерс у некоторых
племен, сохранившихся до конца XIX в. и ведущих первобытный образ жизни
имелись аналогичные захоронения костей, и именно такое обрядовое объяснение
давалось их жителями.
Что касается обнаруженных в XIX-XX ов. памятников верхпепалеолнтического
периода (40—10 тыс. лет тому назад), то они. и с этим согласны практически
все ученые, свидетсль-стоуют о наличии у первобытного человека уже развитых
магических представлений и обрядов. В 1879 г в Пиренейских горах (Испания;
была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой
пещеры рукой и.рвобытного художника были изображены кабаны, зубры, олеь>.
и другие виды животных, на которых охотилось сто племя, В открытой уже во
Франции пещере Мотеспан были обнаружены ос гатки трех скульптур, изображавших
пещерных львов. На шее и груди одной из уцелевших скульптур были отчетливо
видны сходы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди a jry
фигуру. Другие же две скульптуры были полностью разбить:, так как в них
охотники попадали слишком часто.
Наибольшей известностью среди подобных находок (на
сегодняшний день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 г.
знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства
и обилия настенных рисунков. Большая часть этих рисунков, а некоторые из ких
отличаются поистине невероятными размерами, прекрасно сохранилась до наших
дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними, на стене и потолке
первобытные художники изобразили в различных позах тех животны-с, которых они
видели вокруг себн: оленей, медведей, кабаноз и т. д. Все рисунки
разноцветные, с использованием красной, желтой и черной красок. Рисунков так
много, что местами сии накладываются друг на друга. На телах животных и рядо\;
с ними видны насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя На многих
рисунках остались следы от метания в них настоя щих копий и дротиков.
Невольно возникают вопросы: зачем первобытные люди иногда
рисовали животных в столь неудобных, часто труднодоступных и плохо освещенных
местах пещера? Зачем после нанесения рисунков они разрушали их копьями и
дротиками? Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения,
проведенные в XIX—XX вв. над сохранившими первобытный уклад жизни племенами.
Например, австралийские аборигены перед началом охоты исполняли специальный
обряд' рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца ионзали
в изображение животного свои боевые копья При этом они полагали, что попав в
рисунок, попадут и в само животное во время охоты. Вероятнее всего, чти так
же полагал и первобытный человек. Здесь как нельзя кстати приходят на ум
слова К. Маркса о фетишизме: «Распаленная вожделением фантазия создает у
фетишиста илдюзп:о, будто «бесчувственная вещь* может изменить свои свойства
для того только, чтобы удовлетворить его прихоть» Аналогичная иллюзия создазалась
и у первобытных участников магического ритуала, символизирующего смерть и
убийство животного.
«Распаленная фантазия» исполнителей ритуала превращала
имитацию охоты в саму охоту, а ритуально-магическое «убийство» животного в
реальное убийство зверя.
Вообще же веру первобытных людей в магию следует искать в
материальных и общественных условиях жизни. Первобытное состояние
человечества иногда представляется безмятежным, когда люди как баловни
природы получали от нее в аиде даров все необходимое для жизни. Но о
трудностях первобытных людей, о суровых, чаще трагических условиях их жизни
красноречиво говорят следующие цифры: почти 50% неандертальцев не доживали до
своего двадцатилетия, У кроманьонца средняя продолжительность жизни не
превышала 29 лет. В наиболее тяжелом положении сказывались женщины и дети:
38% неандертальцев умирало, us достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не
доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше:
68% синантропов не доживали и до 14 лет
Эти данные были гголучены учеными при изучении костных
останков первобытных людей. Высокий уровень смертности обычно был результатом
частого голода, смертельных ранений, полученных в ходе охоты на крупных
животных, скудости первобытной техники. У людей той эпохи были лишь
простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были груби и
несовершенны. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой,
рыбной ловлей, собпра тельством. Однако первобытный охотник, несмотря на все
свое искусство, часто оставался без добычи, а растительную пищу можно -было
добывать лишь в определенные месяцы года.
Вся деятельность первобытных людей заключалась в том,
чтобы обеспечить себя и своих близких средствами к существованию. Нередко их
старания не приносили результатов, поэтому неудачи вызывали сомнения о своих
силах, неуверенность в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих
надежные и постоянные результаты, и явилоеь основной причиной того, что
человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического
воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и
обряды.
Так экономическая неразвитость, слабость первобытного
человечества, выразившаяся а практическом бессилии человека перед природой, и
явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера а магию.
Вполне возможно, что выполнение какого-либо действия по
случайному совпадению давало желаемый результат. Отсюда возникло убеждение,
что посредством исполнения данного действия человек вступает с контакт со
сверхъестественной силой. Позже на магические обряды стали возлагаться
надежды как на защиту от природных стихий, злых существ и сил, на действенное
средство в достижении той или иной практической цели, которой невозможно
достичь, используя реальные приемы is средства. У каждого рода, племени, абщдаты
создавались своп, относящиеся только к их кругу, формы кол довства, I!
результате чего появилось бесчисленное множество магических ритуалов и
обрядов. Ученые описали и систематизировали тысячи колдовских ритуалов и
верований, бы-говавшнх у разных пародов в разные времена.
|