Цивилизация и формация
как разные срезы в развитии общества
Марксистская историческая наука сделала понятие формации
исключительным, выделив его как единственную принципиальную силу, управляющую
и направляющую движение человеческой истории. Отсюда абсурдные определения
«капиталистической», «рабовладельческой»-, «социалистической» цивилизаций.
Утверждение примата базиса над надстройкой привело к подчинению всех понятий,
характеризующих устройство и движение общества, понятию
общественно-экономической формации. Между тем связь цивилизации, культуры и
формации далеко не прямая и однозначная. Поэтому изучать эти структуры
необходимо отдельно, хотя и не утрачивая целостности. Теория формаций
интересуется структурой, общества на каждом этапе развития и закономерностями
его существования. Теория цивилизации занимается анализом тех механизмов,
которые обеспечивают существование самой цивилизации, не позволяя обществу
опять вернуться в первобытное состояние. Становится понятным, что наличие
этих механизмов не является некий системной данностью, они меняются,
развиваются, деградируют и разрушаются. Поскольку каждый из таких механизмов
связан с различными социальными структурами, постольку его разрушение или
деградация влекут аналогичные процессы п этих структурах. Изое стно, что чем
больше связей вп> гри системы и больше элемон тов, се составляющих, тем
система устойчивее, поэтому разрушение любой социальной структуры ведет к
упрощению структуры человеческого сообщества в целом и конкретной цивилизации
в частности. А это делает цивилизацию неустойчивой п чрезвычайно уязвимой.
Существует мнение, что прогресс губителен для культуры, а наиболее
примитивные цивилизации были самыми стабильными. Оба эти представления
кажутся очевидными, и оба они неверны. Человечество развивается не как единое
целое, а как система с относительной свободой элементов. Поэтому и расцвет, и
гибель отдельной цивилизации не могут быть сверхзначимыми для человечества,
как бы высокоразвита эта цивилизация ни была. Крушение цивилизаций — локальная
катастрофа, и система, утратив набор сложных связей в одном элементе, создаст
связи в другом. Так рождается новая цивилизация, так или иначе использующая
ценности, накопленные предшественницей.
Смена формаций также не несет гибели цивилизации, она становится
новым шагом по пути развития. Формации более высокого уровня, связанные с
дальнейшим развитием производительных. Сил, создают более мощную материальную
базу, требуют быстрого развития науки и совершенствования технологий, а это
создает предпосылки для формирования новых механизмов, поддерживают УХ
существование цивилизации, благотворно усложняющих систему общественных связей
и в конечном счете развивая человеческую личность — субъект, обеспечивающий
дальне iuee развитие цивилизации и культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура также не исчерпывается только творчески-духовным
содержанием. В общем смысле это мера развития человека и способности его к
действию, а также .содержательная наполненность человеческой деятельности.
Можно сказать, что формация существует как цель в себе и для себя, тогда как
цивилизация и культура способны ставить цели, к ним непосредственно не
относящиеся. Культура включает в себя и механизм формирования цивилизованного
человека.
|