Цивилизация и формация
  как разные срезы в развитии общества
    
  Марксистская историческая наука сделала понятие формации
  исключительным, выделив его как единственную принципиальную силу, управляющую
  и направляющую движение человеческой истории. Отсюда абсурдные определения
  «капиталистической», «рабовладельческой»-, «социалистической» цивилизаций.
  Утверждение примата базиса над надстройкой привело к подчинению всех понятий,
  характеризующих устройство и движение общества, понятию
  общественно-экономической формации. Между тем связь цивилизации, культуры и
  формации далеко не прямая и однозначная. Поэтому изучать эти структуры
  необходимо отдельно, хотя и не утрачивая целостности. Теория формаций
  интересуется структурой, общества на каждом этапе развития и закономерностями
  его существования. Теория цивилизации занимается анализом тех механизмов,
  которые обеспечивают существование самой цивилизации, не позволяя обществу
  опять вернуться в первобытное состояние. Становится понятным, что наличие
  этих механизмов не является некий системной данностью, они меняются,
  развиваются, деградируют и разрушаются. Поскольку каждый из таких механизмов
  связан с различными социальными структурами, постольку его разрушение или
  деградация влекут аналогичные процессы п этих структурах. Изое стно, что чем
  больше связей вп> гри системы и больше элемон тов, се составляющих, тем
  система устойчивее, поэтому разрушение любой социальной структуры ведет к
  упрощению структуры человеческого сообщества в целом и конкретной цивилизации
  в частности. А это делает цивилизацию неустойчивой п чрезвычайно уязвимой.
  Существует мнение, что прогресс губителен для культуры, а наиболее
  примитивные цивилизации были самыми стабильными. Оба эти представления
  кажутся очевидными, и оба они неверны. Человечество развивается не как единое
  целое, а как система с относительной свободой элементов. Поэтому и расцвет, и
  гибель отдельной цивилизации не могут быть сверхзначимыми для человечества,
  как бы высокоразвита эта цивилизация ни была. Крушение цивилизаций — локальная
  катастрофа, и система, утратив набор сложных связей в одном элементе, создаст
  связи в другом. Так рождается новая цивилизация, так или иначе использующая
  ценности, накопленные предшественницей. 
  Смена формаций также не несет гибели цивилизации, она становится
  новым шагом по пути развития. Формации более высокого уровня, связанные с
  дальнейшим развитием производительных. Сил, создают более мощную материальную
  базу, требуют быстрого развития науки и совершенствования технологий, а это
  создает предпосылки для формирования новых механизмов, поддерживают УХ
  существование цивилизации, благотворно усложняющих систему общественных связей
  и в конечном счете развивая человеческую личность — субъект, обеспечивающий
  дальне iuee развитие цивилизации и культуры. 
    
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    
  Культура также не исчерпывается только творчески-духовным
  содержанием. В общем смысле это мера развития человека и способности его к
  действию, а также .содержательная наполненность человеческой деятельности.
  Можно сказать, что формация существует как цель в себе и для себя, тогда как
  цивилизация и культура способны ставить цели, к ним непосредственно не
  относящиеся. Культура включает в себя и механизм формирования цивилизованного
  человека. 
   |