Наиболее известные имена, прославившиеся во времена
Ренессанса, — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Этот период так
называемого Высокого Возрождения пришелся на начало XVI в.. а по
выразительности и мощи он был чем-то схож с веком античной Греции.
Леонардо да Винчи раскрыл свои таланты не только а
живописи, но сделал вклад и в науки, хотя сам себя он считал прежде всего
художником. Этот великий мастер верил Б могущество человеческого зрения как
инструмента для исследования природы: видеть и знать, думал он, — это одно и
то же. Леонардо да Винчи считал, что художники — это лучшие из ученых; они не
только внимательней и лучше наблюдают природу, но и передают затем в своих
картинах то, что их потрясло, о чем они думают. Нельзя сказать, что живопись
— это бессловесное искусство, так как она по своему содержанию очень
выразительна. Так, во времена Ренессанса считали, что «хорошая картина ценнее
тысячи слов».
Рисунки Леонардо да Винчи так ясны и полны жизни, что даже
если мы не можем прочесть авторские надписи на них, то способны уловить мысль
художника, рассматривая его рисунки. Какая бы деталь нас ни заинтересовала в
нарисованном Леонардо предмете, мы найдем, что он тоже думал о ней. Он первый
из тех, кто спроектировал летательный аппарат и сделал точные анатомические
зарисовки строения человека. Его ученый подход ко всему виден также, если
изучать эскизы для фресок, делавшиеся им в 1504 г., изображавшие большую
битву. Главной целью художника было показать то, что все живое, движимое
сильными переживаниями, имеет нечто общее, выражение лиц людей и морд
животных равно напряжены от усилий, боли, злобы. Например, когда переживанием
является ярость, то и человек, и лев, и лошади скалят зубы и рычат. Мы
встречаемся здесь с одним из наиболее ранних психологических исследований,
которые сегодня мы считаем очень современными.
Леонардо так и не закончил картину битвы, так как
одновременно, в течение нескольких лет работал над созданием своего самого
известного произведения — портрета Моны Лизы. Если сравнивать его с более
ранними образцами портретной живописи, то тут же увидим, что он выглядит
закопченным и имеет, в отличие от портретов других художников того времени,
объемность. Картина гармонична: и фигура, и низкая стена за ней, и отдаленный
ландшафт не противопоставлены друг другу как отдельные объекты. Картина в
целом становится более важной, чем любая из ее частей.
Б этой картине Леонардо да Винчи достиг гармонии не только
путем более тщательной композиции, но и тонким и продуманным использованием
живописных средств, благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дымку,
прикрывающую небольшие детали, смягчающую очертания, создающую незаметные
переходы между формами и красками образом художник предоставил зрителю
возможность додумать, мысленно дополнить, дорисовать картину, и именно в
этом, думается, заключается причина того, что Мона Лиза поражает нас, взирая
с картины необыкновенно живыми глазами. То же справедливо и в отношении
ландшафта, где Леонардо показывает нам, как земля «вырастает» из скал и воды,
и в отношении лица Моны Лизы с его таинственной улыбкой, которая завораживает
все новые и новые поколения. О чем думает Мона Лиза? Ответ может быть таким:
это зависит от того, что думаем мы сами, глядя па ее изображение. Может быть,
сам автор картины придал Моне Лизе свои черты, ведь окружающие знали его как
человека уравновешенного и доброжелательного, но никто не знал, что у
художника на уме. Может быть, с этом разгадка тайны Моны Лизы?
Новая, неизвестная ранее гармония, новый взгляд на
композицию — вот открытие в живописи в эпоху Ренессанса.