Серия «100 великих»: Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий
Андрей Юрьевич Низовский
ТАЙНЫ ИСТОРИИ
ПОТОМКИ ВОИНОВ АЛЕКСАНДРА?
«Когда
говорят о загадках древней истории, почти всегда вспоминают «потомков
Александра Македонского», не самого царя, разумеется, а тех, кто участвовал в
походе греков в Азию. Кто же они, эти «кандидаты» в потомки»? Наиболее
известные из них нуристанцы (или калаши, или кафиры), живущие в отрогах
Гиндукуша на северо-западе Афганистана, Изолированные группы бадахшанцев и
ягнобцев в Таджикистане. Что это подтверждает?
К
сожалению, немногое. Квинт Курций, биограф Александра, рассказывает эпизод
покорения одним из войск царя среднеазиатской области под названием Бубацена.
Исследователи пытаются сопоставить ее с современным Бадахшаном. Но, по
официальной версии, войско туда не заходило. В 329 году до н. э. оно прошло
по территории современного Афганистана и со стороны реки Гильменд поднялось
на гребень Гиндукуша. Дойдя до Сырдарьи, армия вернулась тем же путем
обратно. Однако и не заходя в пределы Памира, отдельные ее отряды могли
побывать в Бадахшане. Его жители до сих пор хранят легенду об «Искандере
Зорканае» — «Александре Двурогом». И еще одно, косвенное, доказательство
того, что грекам были знакомы эти места: в географических работах более
позднего времени уже встречаются названия населенных пунктов данной
местности.
Значит,
кто-то из греков здесь все же побывал? Что касается Ягнобе, то единственное
достаточно точное описание этого района — записки исследователя Средней Азии
М. Андреева, сделанные в 1927—1928 годах. Ягноб — небольшая замкнутая
высокогорная страна в Западном Таджикистане, расположенная в восточной части
самого большого из притоков Зеравшана реки Фанд. По преданию, Александр
проходил по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и повернул в
ближнее селение Тагфон, чтобы «принять пищу». Сегодня точных доказательств
того, что царь побывал здесь, нет. Однако известно другое. Ягнобцы прямые
потомки согдийцев, жителей Согдианы, покоренной армией Александра. «Можно
предположить, — пишет в своих материалах М. Андреев, — что ягнобцы были в
свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не
было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе...» И
добавил. «. .сохранив свой загадочный язык, не похожий на язык ни одной из
окружающих этнических групп». Наконец, о нуристанцах. «Происхождение 60 тысяч
нуристанцев остается неразгаданным» — так записано практически во всех
крупных исследованиях по истории Передней Азии. У многих калашей светлые
волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы.
Самая
распространенная версия о происхождении калашей основывается на их собственных
легендах. По одной — они действительно потомки воинов Александра, укрывшихся
в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По другой — остатки
разведывательного отряда, посланного в Бажур, но взбунтовавшегося и не
пожелавшего возвращаться домой. О калашах писали много. Известный английский
исследователь Брюс указывал, например, на пережитки у них некоторых греческих
религиозных церемоний. Другие ученые ссылаются на Бабура, первого правителя
из династии Великих Моголов, который сообщал, что язычники-калаши употребляют
в больших количествах крепкие виноградные вина, в то время как окружавшие их
племена и представления о них не имели... Теперь мы подходим к главному
вопросу, без решения которого было бы бессмысленно вообще говорить о
«потомках Александра». Насколько велик был грекомакедонский, так сказать,
генетический вклад в этническую среду этих районов? Огромная держава,
возникшая в результате завоеваний Александра, простиралась от западного
побережья Балканского полуострова до Индии. На севере она приближалась к
Дунаю и граничила с Черным морем, на юге доходила до Индийского океана,
Аравии и Северной Африки.
Многие
исследователи ссылаются на данные Диодора, упоминавшего программу, намеченную
в царских инструкциях. Александр предполагал «объединение многих народов в
один, перемещение людей из Азии в Европу и обратно, чтобы соединены были два
великих континента браками и союзами, и чтобы жили они в согласии, дружбе и
родстве». Одним из важнейших (и последних) мероприятий царя в его восточной политике
было заключение брачных союзов с представителями местных народов, чтобы
«смешением крови соединить победителей и побежденных». Чем это можно
объяснить? Влюбленностью Александра в человечество?
Желанием
побратать Восток с Западом? Источники не дают оснований делать подобные
выводы. Просто македонский царь не верил в прочность своих завоеваний, боялся
бунтов и искал средства, чтобы укрепить непрочную империю. Его восточная
политика была лишь средством достижения мирового господства. Но нас волнуют
ее плоды. Армия Александра, пришедшая в Азию (несколько десятков тысяч
человек), была этнически разнородной. Пехота эллинов в битвах практически не
участвовала, а использовалась в качестве гарнизонов, разбросанных по всей
территории Средней Азии. Очень важно и то, что Александр постоянно получал
пополнения из Македонии, Греции, Фракии, которые также исчислялись тысячами.
Что же получилось? Вместо «переноса счастья из Азии в Грецию», к чему
призывал Александр, македоняне и греки осели в завоеванных районах. Это
подтверждено документально. По мнению ряда ученых, часть эллинов растворилась
среди жителей некоторых районов и дала жизнь качественно новым этническим
фуппам. Возможно ли такое?
Многие
этнографы отвечают утвердительно. Условия полной изоляции, когда лишь 3—4
месяца в году отдаленные селения могли сообщаться с другим миром, оказались
весьма благоприятными для сохранения физических черт, приобретенных
тысячелетия назад. Но поиск только начинается. Возможно, появятся иные
направления исследований, и другие народности или племена получат основание
считаться «потомками воинов Александра Македонского».
|