Культура Греции — древняя культура, но как и любая другая
культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось
общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать
и переосмысливать образы И сюжеты мифов и придавать им новое содержание.
Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления
греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных
представлений, какие были во времена Гомера. Так, образ капризного и
злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя
мира.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре
проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так,
например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека,
живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще
не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку,
был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих
необъяснимые силы природы.
Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они
пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться
в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен
был бороться за npami пойти в числи олимпийских богов и .за повсеместное установление
своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их
отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то,
что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает
душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений. Именно
подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед
магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу
Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира.
Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец
Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью
мироздания.
Мир Диониса - мир телесной символики. Он не ограничивался
только масками и строгостью ритуала, здесь присутствовали пляски танцоров,
ритмика которых объединяла и растворяла людей в природе.
Культ Диониса возник еще и потому, что, пожалуй, это был
исключительно страдающий бог. Страдания Диониса это страдания бога, то есть
существа высшего порядка, запутанного в сети индивидуальной воли. Ведь, по
преданию, Дионис был разорван титанами, «при этом намекается, что это
раздробление, представляющее дионисийскос страдание, по существу, подобно
превращению в воздух, воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны
рассматривать состояние индивидуализации как источник и первооснову всякого
страдания, как нечто само по себе достойное осуждения» (но Ницше).
Из улыбки Днонлса возникли олимпийские боги, а из его слез
— люди, повествует предание, и этим устанавливается первенство и животворное
начало Диониса, Но оно несет в себе не только страдание, но и необыкновенную
радость, диктуемую надеждой на возрождение: ведь погруженная в вечную печаль
Деметра познала радость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса.
Такая возможность указывает на то, что еще в далеком первобытном сознании
человек заметил, что в мире все циклично — рождение и смерть — и поверил в
возрождение.
Наряду с повсеместным поклонением Дионису в Греции
процветал и культ Аполлона. Вторым естеством греческой культуры являлись
гармония, порядок и соразмерность, которые олицетворял образ Аполлона. Кроме
того, этот бог также приобрел значение в области морали, искусства, религии.
Аполлон настраивает людей на возвышенные чувства, ему
принадлежат музыка и поэзия, его дар — вдохновение и талант. Аполлон - гений
величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание,
выделяя части, придавал им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом
целостности. Его творческая мощь придает миру гармонию, устойчивость, порядок
и покой.
В отличие от вечно умирающе-возрождающегося Диониса,
Аполлон бессмертен и неизменен. Он — воплотившийся Дух.
Образ Аполлона отражает стремление человека найти ссе.му
свое .место, прежде всего найти себе место в мире, обезопасить свою личность
от раздробления, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить весь
мир идее отой ограниченности. Так, Аполлон (в символическом смысле) порождает
весь олимпийский пантеон, устанавливает миропорядок, о котором боги
оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью.
Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила
пути развития греческой культуры. Из зтой борьбы родилась трагедия, состоящая
из музыки Диониса и сформированная под влияниям аполлонических тенденций,
развилась великая греческая архитектура. Все это сделало эллинскую культуру
великой.
Культура Древней Греции сформировалась как продолжение,
осмысление, упорядочение и попытка логического И синтетического оправдания
мифа. В этом смысле культура была полностью синкретической, где миф являлся
не только сокровищницей символики, образов и идей, как онтологических, так и
эсхатологических, но и неким системообразующим принципом, той склейкой,
которая позволяла системе развиваться, но не разваливаться. Б истории
становления и развития древнегреческой мифологии прослеживается исток
философии, но там же находятся предпосылки и логических, и естественных паук.
Даже мистические изыскания пифагорейцез имеют мифологические корпи (хотя,
скорее, это не Греция, а Азия и, опосредованно, Египет.) Предельно
абстрактные Платон и Аристотель в попытках уйти от смутных образов мифа все
равно легко определяются нами как продукт усе той же синкретической культуры п
стадии, когда она начинает отрицать самое себя.
В литературе таким примером осмысления мифа может Сыть
поэма Гесиода «Теогония». В греческой литературе мощный пласт образует
мифологическая поэзия, а это не что иное как своды опоэтизированных мифов, но
у Гесиода человек пытается осознать не только то, что он непосредственно
наблюдает и переживает, но к ставит те Еопрось:, на которые он сам еще не
может дать ответ, но которые уже не может не поставить. Происхождение богов
волнует зрелую греческую культуру, так как тесно связано с вопросом о
происхождении человечества и разума, о дальнейшей их судьбе. Таким образом,
философ уже не является слушателем или читателем — потребителем мифа, хотя и
воспитан на мифологии и окружен ею. Более того, во всем — в языке, образах, с
г особах мышления — он не свободен от мифологии. Любое природное явление миф
объясняет волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы
и вверяется бегам.
Когда люди стали задаваться естественными вопросами: как
устроены космос и ого тела, то от творце в мифов не требовали доказательств.
То, что Земля — огромное тело, имеющее форму шара, должно было быть доказало
греческими мудрецами на основе астрономических заключений или же хотя бы
построено на абстрактных теоретических предположениях, а создатель мифа мог
бы сослаться на что угодно — им предание, ка богов, и ответ его был более
разумен, чем астролога. Так, пифагорейцы считали, что Земля нэпа должна иметь
форму шара, так как по законам гармонии н совершенства круглое тело пластично
и красиво. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных
доказательств относительно космоса и планет. О космосе можно было рассуждать
только с долей фантазии.
Философам было важно и удобно опереться на астрономический
материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как универсума была
органичной для древней мысли и для философии вообще.
Астрономия в античности так и не стала наукой
развивающейся: почти все астрономические гипотезы сегодня нам кажутся
фантастическими. Земля в представлении, например, философа-астронома Фа/reca
Милетского, являлась подобием куска деревянисто цилиндра, который плавает в
океане. Не правда ли, это сильно отличается от того, что знает сегодня каждый
ребенок о строении и форме нашей планеты? Но следует отметить, что это пародоксальное,
«фантастическое* предположение потребовало от астронома своеобразной смелости
и полета мысли, выходящего зз пределы данного, созерцаемого мира.
В отличие от познаний и открытий в области астрономии,
древнегреческая наука совершила кардинальный переворот в математике. Так
произошел интеллектуальный рывок от математики прикладной, которую Платон
назвал «логистикой», к математике абстрактной. Не менее важно и то, что греки
впервые ввели теоремы и доказательства и применяли их по отношению к вполне
уже известным вещам. Та:с, например, на Востоке уже было известно, что углы
при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фагг:с доказал
эту теорем;'. Путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на
доказательства, — это существенное новшество в эпоху античности. Вероятнее
всего, что превращение математики но всеобщее знание и обусловило громадный
прогресс самой математики. Нет сомнений в том, что математика как наука
начала развиваться именно в Древней Греции. Чтобы рассеять окончательные
сомнения, можно напомнить, что геометрией Евклида пользовались на протяжении вcero
последующего развития человечества, и она, уже в обогащенном виде, была
единственной геометрией вплоть до ХЖ века, ттпкз не появилась геометрия Лобачрвского-Римана.
В то же время получили свое развитие описательные науки,
такие как биология (прежде всего систематизированные представления о живых
организмах Аристотеля Стаги-рита) и география. Но все же основной,
объединяющей темой творчества всех философов было осмысление рождения и
гибели всего живого, поиск их первопричины. Здесь органично были соединены
природа, человек и социальная жизнь. 1'рек — одновременно философ, физик,
космолог и этик — пытается разыскать первоначало, сославшись на которое можно
как бы разом ответить на вопросы, касающиеся рождения, жизни, гибели,
движения, изменения. И первопричину всего этого древний грек ищет не
где-нибудь в абстракции, а е самой природе.
Духовная и художественная культура Древней Греции, пожалуй,
одна из тех немногих, которая развивалась самостоятельно, не опираясь
непосредственно на опыт других культур. Именно в Древней Греции
сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это не значит, что
древнегреческая культура не соприкасалась с культурой других стран, но именно
она дала мощный толчок для развития многих научных сфер. И хотя практической,
опытной науки в Греции не было, но эти гениальные мыслители сумели поставить
основные вопросы, ответ на которые является и сейчас конечной целью научного
мышления: бытие и становление, истина и цель, благо и долг, космос и атом,
единство и множественность, частное и общее, чувство и разум, число и
величина, дух и материя, сознание и материя... Древнегреческая культура
похожа на феномен из физики элементарных частиц: вот дошли до предела
дробления, но за этим пределом вновь открываются целые вселенные.
|