| Древние балты занимали территории разные по своему
  географическому устройству. К западу находился длинный отрезок Балтийского
  моря с продуваемыми ветрами дюнами и яркими песчаными пляжами, украшенный
  крошечными блестящими кусочками янтаря. Вдоль морского берега и огромных рек,
  втекающих в море, — Вислы, Немана, Даугавы и их притоков — находились
  низменности и самые плодородные земли, покрытые наносными отложениями. На протяжении многих веков морское побережье и эти
  огромные реки оказывались важным средством, с помощью которого балты могли
  связываться с Центральной и Западной Европой. Далеко на западе, дальше
  Восточной Пруссии (современная Мазурия, расположенная на севере Польши),
  Восточная Литва и Восточная Латвия были окружены моренной грядой, оставшейся
  после последнего обледенения, с множеством озер, скал и песочными почвами. За ними, на востоке, находились Белорусская возвышенность
  и Центрально-Русская гряда, пересекаемая долиной Верхнего Поднепровья и
  системой рек Верхневолжья. К югу, на территории современной Южной Белоруссии,
  находились возвышенности, которые, как и сегодня, окаймлялись болотистой
  территорией бассейна реки Припять. На всем этом пространстве нет высоких гор,
  самая высокая точка — 200 или 300 метров над уровнем моря.   Расположенные вдоль Балтийского моря земли относятся к центральноевропейской
  климатической зоне. На западе начинается промежуточная зона между
  океаническим и континентальным климатом, территории далее на восток сочетают
  континентальный климат с достаточно холодной зимой и теплым летом. Для рассмотренного в настоящей книге периода был
  характерен субарктический и субатлантический климат. Субарктический климат,
  существовавший примерно в 3000—500 годы до н. э., был несколько более теплым
  и менее сырым, чем субатлантический, который сохранился до настоящего
  времени. Растительность оказалась такой же разнообразной, как и
  климат в зоне между Центральной и Северной Европой. Существовало огромное
  разнообразие древесных пород, лиственных и хвойных. В настоящее время преобладают
  сосны и ели, но раньше, в субарктический период, до того как многие районы
  расчистили и превратили в сельскохозяйственные угодья, леса состояли в
  основном из лиственных деревьев: дубов, лип, кленов, тополей, граба, осины,
  березы, ясеня, орешника, ивы. Лесная фауна отличалась многообразием, совершенно
  нехарактерным для северных мест: зайцы, белки, бобры, куницы, бобры, рыси,
  кабаны, волки, медведи, зубры, бизоны, лоси и дикие лошади, из них только
  последние исчезли во время позднего железного века. Зубры существовали в
  ранние исторические времена, бизонов можно было встретить в огромных зарослях
  девственных лесов, сохранившихся на территории современной Польши и Южной
  Литвы вплоть до XVIII века. В лесах было полно тетеревов и серых куропаток, в теплое
  время года в болотистые места торопились стаи диких уток и гусей. Все эти
  звери и птицы, не говоря о рыбе, грибах, орехах, меде и ягодах, служили пищей
  для людей, живших на высоких берегах рек, вокруг озер, возле лесов и
  занимавшихся земледелием. Особенно хорошо в этих местах поздней весной и в начале
  лета, когда глаз отдыхает на свежей зеленой поросли ржи, на нежно-голубых
  цветках льна. По утрам над полями и лугами раздается трель жаворонков, то
  тут, то там слышится кукование кукушки, пение множества других птиц и
  жужжание насекомых. Неотъемлемая часть пейзажа — аисты, вьющие свои гнезда на
  крышах домов. В некоторых отдаленных деревнях, среди кружева озер и на
  краю густых лесов, в стороне от торговых маршрутов и городов, жили люди,
  которые до недавнего времени вовсе не стремились приобщиться к благам
  цивилизации. Они были так поглощены проблемой выживания, без отдыха работая
  на земле и подчиняясь только смене времен года, что их образ жизни, язык,
  верования и обычаи практически не менялись. Их издалека приметные низкие домики с крытыми соломой
  крышами, похожие на грибы, гармонично вписывались в окружающий пейзаж. Но
  стоит только приблизиться — и увидишь, сколько любви и труда вложено в
  украшение домов, оконных ставен, шестов, фронтонов, столбов перед амбарами,
  домашних сундуков, прялок и другой утвари. Вокруг домов росло множество цветов и огромных деревьев,
  чаще других встречались липа, клен, вяз и дуб. Примерно 190 дней в году
  коровы, овцы, козы и свиньи, собранные со всей деревни, кормились на пастбищах
  под присмотром старого пастуха. Он играл на свирели, а его дети на флейтах и
  изящных деревянных дудках. Лошадей обычно выпасали по ночам. В ночном или во время разных посиделок, работы за
  материнским веретеном и прялкой длинными зимними вечерами пели народные песни
  и рассказывали сказки, которые передавались из поколения в поколение. Песни
  сопровождали все виды трудовой деятельности, они пелись по очереди на
  несколько голосов. В рефренах передавался ритм движений при трепании и уборке
  льна, сушке конопли, жатве. Жизнь человека начиналась с колыбельных, сопровождалась
  свадебными песнями, дайнами (что в переводе и означает «песня»). В архивах
  фольклора Литвы и Латвии сохранилось примерно 500 000 коллективных песен.
  Остается только сожалеть о тех, что затерялись в веках и были утрачены вместе
  с балтийскими территориями. Балты пели песни по любому случаю, их исполнение
  считалось таким же обычным и необходимым явлением, как удовлетворение самых
  насущных потребностей. И песни их, исполнявшиеся во всех случаях жизни,
  отражают ощущение связи людей с матерью-землей и ее созданиями, в которых они
  видели ее щедрые дары. 
 Представление о прошлом можно составить с помощью
  доисторических памятников, используя фольклорные и этнографические материалы,
  сохранившиеся в наиболее архаических поселениях — там за прошедшие века образ
  жизни не очень изменился. Но избранный нами аспект исследования заставляет
  сосредоточиться исключительно на археологических находках. Однако я буду привлекать
  еще и лингвистические и фольклорные данные. Среди других земель, заселенных носителями
  индоевропейского языка, мир балтов значительно отличается тем, что язык и
  фольклор сохранились здесь в удивительно неизменном состоянии, черты древней
  культуры не были искажены или уничтожены в ходе многочисленных вторжений и
  миграций в доисторический и ранний исторический период, как произошло на
  многих территориях Центральной, Восточной и Южной Европы. Основным предметом нашего внимания станут укрепления на
  холмах и погребения — основные памятники балтийской праистории. От
  существовавших многочисленных холмовых укреплений на речных побережьях, на
  лесистых берегах, осталось необычайно красивое название — «земля фортов». Здесь же располагались разнообразные поселения, общинные
  деревни халколитического, бронзового и раннего железного веков, горы с
  замками, акрополи позднего каменного века. Однако археологические находки
  последних нескольких сотен лет в основном были собраны не столько в холмовых
  укреплениях, сколько в курганных и обычных поселениях. В то время как деревни
  и холмовые укрепления, которые постоянно раскапывают на вершинах холмов,
  составляют не больше сотни, количество погребений превышает тысячу. Впервые интерес к находкам на балтийских землях возникает
  в XVII—XVIII веках. Период романтизма в XIX веке и крепнущее национальное
  самосознание во многом усилили стремление к поискам национальных древностей;
  историки, поэты и писатели становятся собирателями, владельцами частных
  коллекций. Отправлявшиеся на раскопки археологи во многом обязаны
  финансированием и поддержкой образовавшимся в 30-х и 40-х годах XIX века
  историческим обществам, обществам изучения древностей (образованы в 1938 году
  в Тарту (Дерпт) и в 1944 году в Кенигсберге). Собиравший в течение многих лет археологические материалы
  Е. Тышкевич, и сам участвовавший в раскопках в Литве и Белоруссии,
  опубликовал в 1842 году книгу, которую озаглавил «Краткий обзор источников
  литовской археологии». Он был хорошо знаком со скандинавской литературой по
  археологии и обобщил свой материал в соответствии с методикой этой научной
  школы. В 1855 году по его инициативе в Вильнюсе учредили Археологическую
  комиссию и музей. В XIX веке, равно как и в XX столетии, до начала Второй
  мировой войны, археологические исследования в Западной Пруссии осуществлялись
  силами Прусского музея в Кенигсберге. Результатом стали многочисленные
  раскопки по всей территории Западной Пруссии. В периодическом журнале,
  выпускавшемся Музеем с 1875-го до 1940 года, публиковались описания
  практически всех раскопок. Начало систематических археологических работ и
  классификация материалов в начале XIX века нераздельно связаны с именами
  выдающихся археологов О. Тышлера и А. Беценбергера. Поскольку большая часть
  Латвии и Литвы оставалась провинциями Российской империи, археологические
  изыскания проводились в основном литовцами, латышами, эстонцами и поляками и
  во многом зависели от общего направления археологических раскопок,
  проводившихся в России. Основанная в 1918 году «Императорская археологическая
  комиссия Петербурга» была центральной организацией, осуществлявшей надзор над
  всей территорией России, включая и провинции Балтии. Учрежденное в 1864 году
  в Москве Археологическое общество основало Русский археологический конгресс,
  проводившийся в различных частях страны. В 1893 году конгресс состоялся в
  Вильнюсе, в 1896-м— в Риге, внимание было сосредоточено на древностях
  Балтийского региона. Положительным результатом этих встреч стало основание в
  Риге музея, позже, после установления независимости Латвии, его коллекция
  была передана Государственному историческому музею. Хотя внимание русских археологов было в основном
  сосредоточено на южной части России, в основном на скифских древностях,
  богатые артефактами погребения и холмовые укрепления, относившиеся к
  балтийскому каменному веку, также привлекали внимание российских
  специалистов. В 1876 году О. Монтелиус прочитал в Бухаресте на конгрессе антропологов
  и археологов доклад, посвященный находкам периода каменного века в балтийских
  провинциях, в России и Польше. В 1877 году Гревинк, профессор геологии
  Тартуского университета, прочитал свой доклад по той же проблеме на IV
  Русском археологическом конгрессе в Казани. Другие исследования Гревинка о
  языческих погре-бених в Литве, Латвии и Белоруссии (1870) и археологии
  Балтийского региона и России (1874) в течение длительного времени были
  основополагающими для исследователей. Хотя большая часть значимых археологических изысканий была
  осуществлена в балтийских странах и в России до Первой мировой войны, автор
  настоящего труда основывается преимущественно на результатах раскопок,
  осуществленных между Первой и Второй мировыми войнами.   В этот период, когда в России в ходе революционных перемен
  было уничтожено практически целое поколение опытных археологов, в Западной
  Пруссии, Литве и Латвии начались широкомасштабные раскопки. Музеи заполнились
  находками из сотен погребений, в основном они поступали в Государственный
  исторический музей, находившийся в Риге, в Центральный музей культуры
  Витаутаса Великого в Каунасе (теперь — Исторический музей) и во многие другие
  местные музеи. В то же время были изданы многочисленные основополагающие
  исследования по археологии западной части Балтийского региона. Правда, в
  течение ряда десятилетий полностью игнорировалось изучение территории
  Белоруссии и восточной части России, археологические работы возобновились
  лишь после Второй мировой войны. Сегодня холмовые укрепления стали предметом
  самого пристального внимания. В странах Балтии после перерыва, связанного с
  насильственным присоединением к Советскому Союзу, работы возобновились новыми
  поколениями исследователей. В Западной Пруссии ситуация приняла драматический оборот:
  старый Прусский музей перестал существовать, его сокровища исчезли во время
  войны, и лишь архивы были переведены в университет Геттингена (Германия).
  Северо-западная часть Пруссии, ставшая Калининградской областью, практически
  не привлекает внимания российских археологов, в то время как в южной и
  восточной частях Западной Пруссии раскопки в основном проводились польскими
  учеными. За последние десятилетия значительные результаты были
  получены в древних балтийских судовянских землях (современная территория
  севера Польши), где многочисленные раскопки осуществлялись под патронажем
  Варшавского и Белостокского археологических музеев, возглавлявшихся И. Антоневичем. В настоящей книге автор предпринимает первую попытку
  обобщить наблюдения о доисторическом периоде, с начала II тысячелетия до н.
  э., когда одна из ветвей индоевропейских народов поселилась и начала
  постепенно распространять собственные культурные особенности на территории от
  Померании (северная часть Польши) до Центральной России в период до XIII века
  до н. э. Это время ознаменовалось двумя важнейшими событиями: завоеванием
  древних пруссов Тевтонским орденом и зарождением Литовского государства. Балтийская культура не была изолированной в Европе в
  доисторический и ранний исторический период. По своему происхождению и
  тенденциям развития она неотделима от остальных стран индоевропейской группы.
  Так, благодаря торговле янтарем она была связана с культурами народов
  Центральной и Южной Европы еще со времен бронзового века, а в восточной части
  оказалась тесно связанной с центральноевропей-ской унетицкой и немецкой, или северноарийской,
  культурами. На балтийскую культуру не повлияла гальштадтская культура,
  не была она задета вторжением скифов в VIII и VI—V веках до н. э., нападением
  кельтов с запада в III веке до н. э., движением готов, прошедших от
  Балтийского моря до Померании в I веке до н. э., а несколько столетий спустя
  и по южной территории России. Восточная часть Балтии контактировала с финно-угорскими
  племенами, живущими на территории Западной и Северной России, с киммерийцами
  и скифами, проживавшими на севере от Балтийского моря, и со славянами,
  обитавшими к северу от Карпатских гор, на протяжении бронзового и раннего
  железного веков. Между II и V веками н. э., благодаря оживленной торговле
  янтарем в провинциях Римской империи, необычайно окрепла материальная основа
  балтийской культуры. Территория западной части Балтии превратилась в мощный
  культурный центр, его влияние ощущалось на всей территории Северо-Западной
  Европы. Это был «золотой век» балтийской культуры, завершившийся вторжением
  западных славян в балтийские земли на теперешнюю западную территорию России.
  Процесс начался с конца IV века, протекал в течение V века, продолжался до
  XII века и позже. В VII веке шли бесконечные войны балтов Приморья со
  скандинавскими викингами. До расцвета истории многочисленные балтийские
  племена, управлявшиеся влиятельными вождями и землевладельцами, на протяжении
  второго «золотого века» занимали ведущее положение в обширной торговой
  деятельности между Восточной Европой, Скандинавией, Киевской Русью и
  Византией. Отсутствие конкретных сведений об этом праисторическом
  периоде сказалось на распространенном представлении о балтийских странах как
  немецких и славянских. Несмотря на то что в археологических и лингвистических
  источниках сообщаются разнородные сведения, содержащейся в них информации
  оказалось достаточно, чтобы восполнить лакуну в европейской древней истории. |