ДОГМАТЫ
Учение о душе
Вселенная в буддизме имеет многослойное строение, Состоит
она из десятков небес, то есть из 31 сферы бытия, которые расположены друг
над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности.
Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока.
Кармалока — это низшая область бытия, в которую входят 11
ступеней — уровни сознания. На этом уровней все подвластно карме. Это сфера
телесного и материального бытия. Только на высших уровнях ино начинает
переходить в более возвышенную стадию.
К более высокой сфере созерцания относится рупалока, в
которую входят 12—27-й уровни. Здесь уже не приемлемо простое грубое
созерцание, а требуется воображение, связь с телесным миром и формами вещей.
Арупалока — наивысший и последний уровень — полная
свобода, отрешенность от формы и телесного материального начала.
Чувственный мир в буддизме хорошо показан на картине
религиозного содержания, называемой «сансариин-хурде», то есть «колесо
сансары».
Огромный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в когтях
и зубах большой круг — символ сансары. В центре круга, в небольшом круглом
поле, сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Эти животные являются символами
злобы, сладострастия и невежества, они также отражают те качества, которые
вызывают неизбежные страдания.
Центральное поле окружено пятью секторами, которые
соответствуют формам перерождения, возможным в сансаре. Верхние сектора
отражают миры людей и небожителей, нижний — ад, который всегда расположен
внизу.
Правый верхний сектор посвящен миру людей. Фигуры,
расположенные по нижнему краю этого сектора, символизируют прсстые земные человеческие-страдания:
рождение, болезнь, старость и смерть (рожающая женщина, больной, старик и
мертвец).
Левый верхний сектор занимают тенгрии и асуры, находящиеся
в вечной вражпс друг с другом. Они мечут друг в друга копья и стрелы.
Левый и правый боковые секторы посвящены животным и биритам.
Животные терзают друг друга, здесь побеждают сильнейшие. Страдания же бнритов
состоят в неутолимом' голоде.
В нижнем секторе круга расположен ад. На престоле
восседает владыка смерти и ада — Эрлик-хаи (санскритское — Яма). Земные суды,
пытки и казни нашли здесь отражение.
Картина разъясняет и сам процесс непреложного закона
перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг
за другом жизни. Все этапы, отражающие постепенный распад бытия, расположены
на четко отведенных для этого местах и также символичны. Рисунки широким
ободом опоясывают основной круг колеса.
Уже прошедшая жизнь представлена двумя ниданами. Первая —
в виде слепой старухи, которая не видит дорог, по которым идет, и не знает,
куда она идет. Этот рисунок символизирует «омраченность» (авидья), где
заблуждения в жизненных устремлениях и зависимость от собственных страстей
неизбежно приводят к перерождению. Вторую нидапу представляет горше-чник, занятый
изготовлением сосуда. Он символизирует «содеянное» (сансара, или карма).
Настоящая (данная) жизнь передана 8 ниданами:
1-я нидаяа - обезьяна, рвущая плоды с дерева, — символ «сознания»
(виджкяна). Эти первый момент перерождения, который предшествует вступлению в
новую жизнь и, согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.
2-я и 3-я ниданы - человек в лодке и дом с заколоченными
окнами - «настоящей жизни» протекают в период эмбрионального развития
человека. Эмбрион лишен эмоциональных переживании. Поэтому показано, как
постепенно складываются «шесть основных баз», включающих в себя зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус и «манас», под которым понимается «сознание
предыдущего момента*.
4-я нидана - обнимающиеся мужчина и женщина —
«соприкосновение» (спарша). Принято считать, что ребенок еще в утробе матери
начинает видеть и слышать, т. е. присутствует взаимосвязь чувств с сознанием.
Но чувства эмбриона еше не могут быть эмоционально окрашены, то есть быть
приятными или неприятными.
5-я цидана - человек, в глаз которого попала стрела —
«чувство» (ведана). Символизирует эмоциональную область сознания, то есть
осознанное переживание или безразличие, восприятие приятного или неприятного.
6-я нидана — человек с чашей вина - «чувство* постепенно
вырастает в «вожделение» (тришяа). В «данной жизни» это перерождение
происходит в период полового созревания.
7-я нидана - человек, рьущий с дерева плоды —
«стремление», соответствует процессу всестороннего формирования человека,
когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности.
8-я, последняя нидана, — курица, высиживающая яйца. «Бава*
• жизнь. Ото расцвет жизнедеятельности человека, упадок, старение и смерть.
Будующая жизнь представлена двумя пнданами — «рождением* (джати)
и «старостью и смертью? (джара-марана). На первой изображена рожающая
женщина, на второй — фигура слепого и немощного старика. Рождение - это
зарождение нового сознания, а старость и смерть — вся жизнь, так как с
момента рождения начинается «старение», и в новой жизни вновь рождаются
стремления и желания, выбывающие новое перерождение.
Что такое личность и какие определения вкладываются в это
понятие? Обратимся к литературе Абхндхаммы. Согласно традиции, принято
считать что личность, состоит из:
«чистого сознания» (читта, или виджняна);
психических явлений в абстракции от сознания (чайтта);
«чувственного» в абстракции от сознания (рупа);
сил, формирующих и соединяющих предыдущие категории в
конкретные сочетания, конфигурации (сапсара, чэтана).
В буддийских текстах дается ссылка на то, что Будда
отрицал существование души в том понимании, как осознает ее христианство. Она
не существует как некая самостоятельная духовная сущность, которая временно
обитает в материальном теле, а затем покидает его после смерти, для того
чтобы вновь найти себе другое материальное тело.
Однако буддизм никогда не отрицал индивидуального
«сознания», в которое включен весь духовный мир человека. Это «сознанием трансформируется
и процессе личных перерождении и должно стремиться к успокоению и нирване,
В соотиетствии с учением о драхмах «поток сознательной
жизни» индивидуума с конечном счете является порождением «мировой души»,
непознаваемого сверхбытия.
|