Отношение к земной жизни
Из чего состоит земная жизнь? Из многочисленных страданий.
Какую формулировку дает ей буддистское учение? «Рождение — страдание;
расстройство здоровья — страдание; смерть — страдание; скорбь, стенания,
горе, несчастье и отчаяние — страдание; союз с нелюбимым — страдание; разлука
с любимым — страдание; неполучение страстно желаемого — страдание; короче
говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному)
— страдание». Это первая из четырех «благородных истин».
Мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия,
порождение «неведения», «заблудшего» сознания. По мнению буддийских теологов
сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей
творческой активностью.
Путь к спасению
Что является источником страдания? «Жажда удовольствий,
жажда бытия, жажда могущества».
Что же является благородной истиной о прекращении
страдания? Это полное затухание и прекрашение всех желаний и страстей, их
отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них.
Санскритское «нирвана» (палийское «ниббана») означает
«затухание», «угасание», «успокоение». То есть это слово передаст состояние
«полного небытия», при котором «перерождения—страдания» заканчиваются.
Буддизм заставляет объединять понятие нирваны с состоянием полного небытия.
Что же достигается в нирване? Угасает жажда жизни,
страстное желание существования и наслаждения; угасают заблуждения И
обольщения, их ощущения и желания; тухнет мерцающий свет низменного я, преходящей
индивидуальности.
«Четвертая благородная истина» — практический путь,
который ведет к подавлению желаний. Этот путь называют «срединным путем» или
«благородным восьмиричным путем» спасения и он включает в себя:
правильные взгляды, основанные ка «благородных истинах»;
правильную решимость, готовность к лодвигу во имя истины;
правильную речь: доброжелательную, искреннюю, правдивую;
правильное поведение, непричинение зла
правильный образ жизни: мирный, честный, чистый;
правильное усилие, обращенное на самовоспитание й иа мообладание;
правильное внимание, активную бдителышеть сознания,
правильное сосредоточение, верное следование метилам
созерцания и медитации.
|