Энциклопедия Преступлений и Катастроф
ЧАСТЬ II. ПРЕДСКАЗАТЕЛИ И ПРОРОКИ
КОСТЮМ ШАМАНА
Учитель-шаман
помогает своему ученику изготовить шаманский костюм и обучает его основным
приемам камланий.
Костюмы
шаманов у разных народов бывают различные. В качестве примера приведем
описание костюма сибирского шамана: «Платье шамана представляло собой кафтан
из выделанной кожи, спереди настолько короткий, что не закрывает колен, а
сзади длинный, до самой земли; по краям и по всей поверхности этого кафтана,
но только сзади, нашито нечто вроде бахромы из пучков тонко нарезанной ровдуги;
на этих ремешках прикреплены погремушки и железки разной формы имеющие особые
названия, места и отчасти символические значения.
Кафтан
спереди гладкий и завязывается на груди ременными завязками, а под шеей
застегивается на пряжку. На нем спереди нашиты фигуры животных, птиц, рыб,
зверей, всякие бляшки, эмблемы небесных j светил, а также железки,
изображающие части человеческого скелета и внутренностей. На севере при
отсутствии описанного выше костюма надевают меховое, из выделанной телячьей
кожи пальто, шерстью наружу, на котором иногда навешивают сзади некоторые
более важные железки, как-то: оба «солнца», рыбу, иногда там, где у женщины
груди, вешают две круглые жестянки, долженствующие изображать их. На голову
на севере надевают женскую дорожную шапку с наушниками. По общему поверью,
железка и побрякушка шаманского платья имеют свойство не ржаветь и имеют
душу» (Д. В. Кандыба. Русский гипноз. М., изд-во «КСП», 1995, с. 20-21).
«Главная
деталь шаманской атрибутики — бубен — чаще всего делался для молодого шамана
также его учителем. У сибирских шаманов, например, «бубен всегда яйцевидной
формы; его обод сделан из старого,
высохшего
на пне лиственного дерева, из лучшей части такого дерева, называемой «киль»;
снаружи обод бубна украшен семью, девятью и одиннадцатью угловатыми
выпуклостями, покрытыми той же кожей, которой обтянут весь бубен (причем кожа
должна быть с трёхгодовалого бычка); внутри бубна идут ремни, привязанные
накрест посередине к железному кругу с поперечинами или к кресту; за это
железо шаман, продевши пальцы в соответствующие отверстия, держит бубен.
Внутри
бубна, вдоль обода, особенно там, где привязаны ремни — «завязки», висит
множество бубенчиков, колокольцев, железных и костяных погремушек, послушных
малейшему движению шамана-музыканта. В левую руку шаман берет небольшую,
слегка изогнутую деревянную колотушку, обшитую кожей с кобыльих или оленьих
ног...» (Там же).
|