«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА: Сооружения, конструкции: Шахты, туннели
ШАХТЫ, ТОННЕЛИ, СКВАЖИНЫ
ПЕРВЫЙ
РОССИЙСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ
Ковенский
тоннель на Петербургско-Варшавской железной дороге, открытый в 1859 году, был
первым российским железнодорожным тоннелем. Его длина составляла 1280 метров.
САМЫЙ
ДЛИННЫЙ ТОННЕЛЬ МЕТРО
Самым
длинным в мире непрерывным подземным тоннелем является линия Московского
метрополитена от станции «Беляево» до станции «Медведково». Ее длина 30,7
километров, построена она в 1978 — 1979 годах.
САМЫЙ
ДЛИННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ
Самым
длинным действующим железнодорожным тоннелем на территории Содружества
является Меградзор-ский тоннель в Армении. Построенный в 1988 году, он имеет
длину 8 километров и представляет собой отрезок Закавказской железной дороги
на линии Иджеван — Раздан.
ПЕРВАЯ
СОЛЯНАЯ СКВАЖИНА
Под
руководством пушкаря тобольчанина Ворошил ко Власьева в 1600 году на соляном
промысле возле западносибирского города Пелыма была сооружена первая соляная
скважина. Система древнерусского бурения напоминала способ извлечения воды из
колодца с помощью «журавля». О том, какое значение придавалось соляному
промыслу, говорит вызов В. Власьева в 1602 году в Москву к Борису Годунову.
Буровому мастеру была вручена царем грамота, которой предписывалось оказывать
ему всяческое содействие.
ПЕРВАЯ
НЕФТЯНАЯ СКВАЖИНА
С первой
скважины ведется в каждой стране отсчет рождения нефтяной промышленности. В
России начало датировано 1864 годом. Около Анапы на берегу реки Кудако
установлен обелиск с надписью «Первооткрывательнице нефти в России».
На
самом деле первая в мире нефтяная скважина была пробурена на берегу
Каспийского моря в районе Биои-Эйбата в 1846 году. Для этого использовался
так называемый «земляной бур», который вдавливался в землю, а потом
вынимался. Попытки же буровых работ для разведки нефти предпринимались в
Тамани еще с 1835 года.
САМЫЕ
ГЛУБОКИЕ ШАХТЫ
Глубочайшая
в мире исследовательская угольная шахта достигает 2042 метров. Находится
около города Тореза (Донбасс, Украина). Построена в августе 1983 года.
Самой
глубокой из действующих до последнего времени была шахта имени академика А.
А. Скочинского в Донбассе. Ее глубина 1 километр 200 метров. Новая шахта в
этом же угольном бассейне «Шахтерская глубокая» на 94 метра глубже.
АНТАРКТИЧЕСКАЯ
СВЕРХГЛУБОКАЯ
На
советской антарктической станции «Восток» в 1975 году пробурена самая
глубокая скважина на южном полюсе холода — 312 метров. Со дна взяты образцы
льда, возраст которого составляет десятки тысячелетий. Скважина имеет очень
большое значение для науки. На дне ее были обнаружены законсервированные
природой микроорганизмы и споры грибков. Советским ученым удалось оживить их
после размораживания.
САМАЯ
ГЛУБОКАЯ СКВАЖИНА В МИРЕ
Сверхглубокая
скважина СГ-3 на Кольском полуострове — единственная в мире, которая достигла
12-километрового рубежа. Бурение на столь большую глубину — это крупнейшее
событие в науке и технике. Скважина уже дала обильный материал для многих
отраслей геологической науки. В начале 1990 года из Кольской сверхглубокой
были подняты образцы породы с глубины 12 070 метров. Конечная цель — 15 000
метров. Сейчас каждые последующие 500 метров преодолеваются за год, потому
что уже на глубине 11 километров температура породы достигла минус 200
градусов по Цельсию.
ШАХТА
В ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ
Первая
шахта для научных исследований в вечной мерзлоте была вырыта в 1837 году.
Начало ей положил якутский купец Шергин, сам не подозревая об этом. В 1827
году он начал копать колодец, чтобы обеспечить себя водой. При углублении в
почву обнаружил, что она мерзлая, а воды нет. Купец продолжал копать,
намереваясь узнать, как глубоко залегает мерзлота. Основными орудиями при
постройке колодца были кирка и лопата.
Рытье
шахты было продолжено и в нашем столетии. Наблюдения в ней проводились
эпизодически вплоть до 1941 года. Самый последний термометр был установлен на
глубине 120 метров. Шахта Шергина существует в Якутске и поныне — во дворе
дома № 24 по улице Мира.
|