ОСНОВА БИЗНЕСА - ДЕЛОВАЯ
ЭТИКА
Этика рынка в нашей
стране
Рыночные отношения в пашей стране предполагают сотрудничество
нашей экономической системы с мировым хозяйственным процессом. Здесь
создаются определенные трудности, а именно: в процессе работы выявляются
противоположные гуманитарно-психологические начала в экономике нашей страны и
странах Запада.
Прежний опыт работы предпринимателей-соотечественников с
зарубежными партнерами свидетельствует 6 том, что наши бизнесмены имеют весьма
своеобразные представления об основных ценностях рынка. Наряду с этим
обстоятельством нестабильная политическая ситуация в стране it
неконвертируемость национальной валюты не очень располагают западных
потенциальных партнеров на вложение средств в Экономику нашей страны
Предпринимателям, работающим не в целях личного
обогащения, а для поднятия экономики страны, следует усвоить, что рынок - это
не «базару, а огибая психология, логика, этика, целый культурный пласт,
который необходимо тщательно изучить. У западных инвесторов складывается
неблагоприятное мнение о наших предпринимателях", которые пользуются
аморальными, жульническими приемами в бизнесе, работа которых построена на
стяжательстве и наживе, а также на неуважении к покупателям и конкурентам.
Цивилизованный рынок основывается на доверни, надежности, благородстве,
порядочности и солидарности.
Большинство западных фирм работают под девизом «Прибыль —
превыше всего, но превыше прибыли — честь». Большинство украинских фирм
работает по принципу «Прибыль любой ценой», «Деньги плохо не пахнут». При
этом возникает естественный оонрос: а есть ли доверие к деловому . партнеру? Если
в США или Японии многомиллионная сделка может заключаться по телефону, при
этом обе стороны не сомневаются в надежности друг друга, то у нас
предприниматель до последнего момента боится, что сделка может «сорваться»
или что деловой партнер «подсунет» бракованный товар либо будет действовать
не в рамках закона, А если вернуться к истории: слово купца было твердым, это
его честь, репутация, деньги, доверие. Кто-то может возмутиться, что и со
стороны зарубежных партнеров могут возникнуть «проблемы». Да, в любом
обществе есть предприниматели, которые работают -«нечисто», но основная масса
предпринимателей все же работает в условиях цивилизованного рынка, и слово их
является законом.
Попробуем перечислить те моменты, которые переводят
отечественный бизнес в разряд ущербных.
1. У отечественных предпринимателей отсутствует не
только привычка, но и желание услужить, обслужить, встре
тить и проводить клиента доброжелательной улыбкой. Осо
бенно эти качества проявляются у работников сферы обслу
живания (сервиса). И не дай Бог, товар действительно ока
жется худшего качества, чем было заявлено, а клиент вернет
ся для его обмена, тут-то и проявится вся «доброжелатель
ность» продающей стороны. Не случайно при наборе большо
го количества персонала в совместные предприятия (магази
ны, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам
является отсутствие опыта работы в сфере обслуживания.
2. Злость, граничащая с грубостью, нетерпимость, агрес
сивная категоричность, нездоровое желание «растоптать»,
уни
зить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность на
ших людей, нежелание искать компромиссы.
3. Большинство отечественных предпринимателей пред
почитает работать так, «чтобы на жизнь хватило»,
зарабатывая
по копеечке» медленно, по верно. Здесь срабатывает
комплекс
.«неполноценности», неуверенности в своих силах,
покорность,
боязнь пойти ва-банк, рискуя по-крупному Элементарная тру
сость. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до
начала игры. И вместе с тем — надежда на почти мгновенное,
сказочное обогащение, но отнюдь не вера в собственные
силы,
отсутствие настойчивости и даже интуиции.
4. Рабское подчинение, ожидание команды «сверху»-,
не
уверенность и заискивание, объясняющиеся, с одной стороны,
низким уровнем жизни и оставшимся «наследством» от соци-
алистического-строя, с другой — неуверенностью в завтраш
нем дне.
5. Стремление к отсутствию здоровой конкуренции,
мо
нополизация «ниш» рынка, с опорой на «блат». Единоличное
властвование развивает жестокость.
6. Отсутствие имиджа делового человека. Иметь свой
стиль — это не обязательно быть одетым в шикарнейший кос
тюм-тройку, прежде всего это проявляется в стиле мышления.
На Западе с неопрятно одетым человеком дела иметь не
станут, но с деловым человеком, одетым даже в рубашку и джинсы, многие
солидные фирмы будут заключать контракты, потому что он имеет имидж делового
человека.
|