Открытие «Сикстинской
капеллы первобытного искусства»
Палеолитическое искусство в Западной Европе представлено главным
образом наскальными рисунками. В середине 19 в. считалось, что наиболее
древними являются древне египетское и кельтское искусство, поэтому даже не
предполагалось, что существуют еще более, древние формы, которые были на
столь высоком уровне, что оставались недостижимыми для гтелгдуюшпх поколений
в течение многих тысячелетий. Трудно было поверить, что более двух десятков
тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.
Наскальные гравюры, рисунки, различные статуэтки свидетельствуют о том, что
первобытные охотники были не столь «дремучими», как о них думали раньше.
Первые наскальные рисунки были найдены свыше 120 лет тому
назад, по только в начале XX в. их уже точно смогли отнести к палеолитической
эпохе.
Имя Марселино де Саутуолы тесно связано с «узакони-ванием»-
палеолитического искусства, так как именно этот человек положил всю свою
жизнь на то. чтобы доказать, что пещерный человек обладал высоким уровнем
культуры и талантливости. История началась с того, что в 1875 г. Саутуола
впервые исследовал пещеру Альта мира, впоследствии называемую «Сикстинской
капеллой первобытного искусства». Затем он отправляется в Париж и тщательно
изучает собрание гравюр на костях с зооморфными изображениями И
орнаментацией. Смутное предчувствие открытия заставляет Саутуо-лу вновь
осмотреть пещеру. В 1979 г. его девятилетней дочерью на потолке невысокого
бокового грота были обнаружены удивительные рисунки. Понадобилось не менее
года, чтобы Саутуола собрался с духом и публично выступил с заявлением, о
своем предположении: рисунки R пещере Альтамира являются художественным
созданием палеолитического чело-иека. Такое дерзкое заявление вызвало
возмущение в кругу крупнейших ученых. Ученые мужи не могли допустить, что
ограниченный первобытный человек мог обладать столь развитым искусством,
которое непосредственно указывало на его развитость и талант. Но находка в Альтамире
доказала, что человеческий гений был свойствен уже охотникам на мамонтов, а
отсюда вытекало, что он не зависит прямо пропорцио-наяьцр от уровня
технической цивилизации. Это утверждение прозвучало почти крамольно, оно было
столь неожиданным, что ученый мир обвинил Саутуолу в подделке. Оппоненты
высказали предположение, что один из друзей Саутуолы, французский художник,
гостивший у него в момент величайшего открытия, стал автором пещерных
рисунков. В 1881 г. ученый совет решает направить н Альтамиру французского
палеонтолога Арле, который па месте должен будет произвести экспертизу
рисунков. Результат экспертизы поставил «клеймо» на дальнейшей научной
деятельности Саутуолы, так как Арле заявил, что рисунки имеют новейшее
происхождение: они исполнены в период между открытием пещеры и первым
сообщением Саутуолы. Такое «сообщение^ утвердило ученых в том, что альтамирские
рисунки — подделка, любые разговоры об открытии Саутуолы встречались
скептически. Никакие доводы Саутуолы не могли убедить ученых в обратном, а
все его попытки доказать свою правоту воспринимались в штыки.
После открытия Саутуолы периодически стали появляться
сообщения других ученых о подобных находках. Так, во Франции в 1878 г. ученым
Широком в пещере Шабо были обнаружены гравюры, Широн представил ученым
фотографии, но сообщение осталось незамеченным. В 1895 г., там же, во
Франции, Ривьор обнаружил на степах пещеры Ла Мут изображения и предположил
их палеолитический возраст. Его заявление было осмеяно. В 1987 г. была
открыта пещера Марсула, в который также были обнаружены изображения. Вместе с
тем, все чаще и больше обнаруживают рисунки, гравюры, скульптуры и
орнаментированные предметы, залегающие прямо в культурном слое.
Многочисленные находки заставляют многих ученых-скептиков пересмотреть свою
точку .зрения. Палеонтолог Арле, который отверг открытие Саутуолы,
возвращается в пещеру Альтамиру, чтобы вновь и уже более детально провести
исследования. Вскоре он во всеуслышанье отрекается от своих предыдущих
заявлений и признает, что наскальные изображения являются подлинными. К
сожалению, Саутуола уже не мог порадоваться — его открытие признали
посмертно. Б дальнейшем палеонтологи многих стран мира (Франции, Италии,
России и др.) сообщают об открытии пещерных рисунков.
За последнее время крупные открытия палеонтологического
искусства были обнаружены в пещерах Ляг.ко (1940 г.), Руффиньяк (1956 г.), на
Урале — в Каповой пещере (1959 г.), Дель Ромито (1961 г.). в западной
Монголии — Хоит-Цзнкер Агуй 0972 г.)
|