Крещение
Таинство крещения — единственное таинство, признание
которого является непременным условием принадлежности к христианской вере.
Крещение означало прием нового члена а христианскую общину или в церковь.
Значение крещения сводится не только к символу, оно является одновременно и
мистическим актом, который обеспечивает ряд всевозможных земных и небесных
благ.
Согласно христианскому катехизису, процедура крещения
заключается в том, что младенца троекратно погружают в купель (у
православных), обливают водой (у католиков), окропляют ею (у протестантов).
При крещении у православных священник читает заклятия и проводит ряд
действий, которые изгоняют нечистого, а после нарекают именем, чаще всего
того святого, чья память отмечается в этот день. Крещение очищает от греха
прародителей и отгоняет дьявола, вследствие чего человек рождается вновь и получает
право на вечную жизнь в небесном царстве.
Теория возрождения приписывается само:, у Иисусу Христу
(Евангелие от Иоанна). В посланиях Павла подробно разъясняется смысл
христианского учения о втором «рождении» человека посредством крещения: оно
связывается с верой в воскресение, а само крещение рассматривается как смерть
во Христе, которая гарантирует верующему одновременно и совместное с Христом
воскресение в новую жизнь.
Этот загадочный на первый взгляд христианский обряд смерти
и возрождения опять-таки берет начало от Первобытных племен. Их обряды и
представления аналогичны христианским. Например, вступление юноши, достигшего
половой зрелости, в члены общины сопровождалось символическими обрядами
мнимой смерти и нового рождения. Это мог быть «смертельный» удар бамбуковой
палкой; падение «мертвого тела по знаку одного из старейший; шум и грохот в
хижине, в которую ввели посвящаемого, а затем просовывание наружу
окровавленного копья; «проглатывание» юноши животными, которых
символизировали формы хижины или вход в нее и т. д. После своего «второго
рождения» юноша по возвращении домой вел себя соответственно, словно
маленький ребенок: не умеел правильно ходить, пить и есть, говорить, «не
узнавал» своих близких и т п.
Идея «второго рождения» была распространенной и ь Древнем
мире: «смерть» и «второе рождение» были связаны с идеей мистического
приобщения к божеству посредством магического повторения подобных событий в
его жизни. Практически лее боги древних мистерий были по своему происхождению
божествами ежегодно «умирающей» и «воскрешающей» растительности Ритуалы и обряды
«смерти» и «воскресения» Древнего мира имели своей целью достижение
религиозного «спасения» с помощью сверхъестественного спасителя - сотера. Эту
идею, как и символизирующие ve обряды, и заимствовали впоследствии первые
христиане, в качестве спасителя избрав личность Христа.
Христианская процедура крещения представляет собой
магическую церемонию. Троекратное погружение тела в воду, одевание младенца в
чистую рубашку и т. д. — все это пережитки гомеопатической магии, основанной
на вере в то, что «подобное производит подобное». Обычай дуть на младенца, на
воду, масло, чтобы придать им благодать и одновременно отогнать сатану,
плевать на сатану но время обряда — все это является пережитком древней веры,
веры в то, что человеческое дыхание и слюна обладают особой колдовской силой.
Стрижка волос у ребенка при крещении («пострижение власов»)
и бросание их в купель, также есть пережиток древнего верования в то, что,
возлагая к ногам божества одушевленную частицу своего тела, обладающую
чудесным свойством роста, человек устанавливает с ним прочную связь. В
древности у многих народов существовал, обычай жертвовать волосы богам,
поэтому в древних храмах статуи богов сверху донизу были засыпаны мужскими и
женскими волосами.
Многие культовые обряды не обходятся без воды: очищение,
окропление, возлияние, колдовство. В обряде крещения вода очищает людей от
злых духов. Христианские теологи объясняли крещение водой тем, что Иисус
Христос освятил Иорданские воды, приняв первое крещение от Иоанна Крестителя.
На самом же деле возник обряд омовения водой гораздо раньше. Задолго до
рождения Мессии и возникновения христианства древние египтяне окунали
младенцев в воду, зороастрийцы из Ирана несли новорожденных в храм, где жрецы
купали их а специальных сосудах с водой, римляне совершали омовение мальчика
на девятый день после рождения, а девочки — на восьмой. Обряды купания
новорожденного в воде, окропления его водой известны у народов Древней
Мексики, Китая, Японии, Тибета, Новой Зеландии. Африки и других страна,
Равным образом к эпохе первобытности относятся истоки и
других христианских таинств — миропомазания, елеосвящения, исповеди, брака и
священства.
|