Серия «100 великих»: Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий
Андрей Юрьевич Низовский
ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ПОЕЗД-ПРИЗРАК
В 1988
году писатель-маринист Николай Черкашин собирал в Севастополе сведения о
гибели линкора «Новороссийск». В печати уже рассказывали об этой ужасной
катастрофе Советского военно-морского флота, унесшей 608 жизней. К сожалению,
причина взрыва, грянувшего в ночь на 29 октября 1955 года под днищем бывшего
итальянского корабля «Юлий Цезарь», ставшего советским трофеем после Второй
мировой войны, до сих пор не определена. Огромный корабль перевернулся и
затонул в Северной бухте Севастополя — на глазах у тысяч горожан, поэтому Черкашин
расспрашивал всех, кто хоть как-то был причастен к этой катастрофе: и
уцелевших моряков, и тех, кто их спасал, и тех, кто наблюдал трагедию с
берега.
Среди
сотен рассказов, оставшихся в его блокнотах, есть и такой. «В ту ночь я
дежурил по железнодорожному переезду, что перед самой Балаклавой, —
рассказывал балаклавский старожил Петр Григорьевич Устименко. — Вдруг вижу:
со стороны бывшей ветки на карьер (рельсы сняли, насыпь осталась) идет поезд.
Глаза протер, думал, почудилось — ведь не могут поезда по полотну без рельсов
ходить, а он идет: паровоз и три пассажирских вагончика. И локомотив, и весь
состав не нашенские, вроде как довоенные, а может, и того раньше. Паровоз-то
на старую «овечку» похож, вы, наверное, не помните — серия «Ов» была такая, —
но не «овечка». «Овечку»-то я хорошо знаю. До войны кочегаром на ней начинал.
А этот — ну, не видел таких — небольшой, вроде маневрового...
В
общем, идет без огней, идет со стороны горы Гасфорта, где рельсов-то и сроду
не было, да на наш главный путь и выходит. Там — с бывшей ветки — и
стрелочный перевод давно снят, а тут явственно слышу, как стрелки лязгнули. Я
успел только шлагбаум опустить. Поезд мимо меня проследовал и пошел в
Севастополь. Ну, мое дело маленькое. Я за переезд отвечаю, у меня все в
порядке, а дальше пусть диспетчера разбираются. Но вот как он шел без
рельсов?! Я даже на полотно старое выбежал — ни следов, ни травы-кочки
примятой. Чертовщина какая-то. Я еще тогда подумал — не к добру, быть беде. И
точно, утром зашумела вся Балаклава —«Новороссийск» взорвался... «Но вы
доложили начальству об этом случае?» «Да вы что? Мне б сразу по шее надавали:
мол, попиваещь на дежурстве, с пьяных глаз и померещилось». «А может, был
грех... — попробовал Николай Андреевич перевести все в шутку». «Обижаете
старика, — покачал головой Устименко. — У нас семья из молокан была. Насчет
спиртного строго. Я и сейчас водку на дух не переношу. А историю эту
рассказал, потому как знамение это было.
Перед
всякой бедой чудеса разные случаются. Вот старики рассказывали — перед балаклавским
землетрясением «Черного принца» в море видели...» О недобрых
предзнаменованиях «новороссийской» трагедии давно уже ходили разные истории.
Даже старший штурман линкора (ныне капитан 1-го ранга в отставке) Михаил
Романович Никитенко без тени улыбки сообщал, что в канун взрыва (кстати,
Никитенко в роковую ночь был дежурным по кораблю) его жена увидела
необыкновенный сон: множество людей поднимается по широкой красивой лестнице
в небо. за облака... Но нужны были факты... О случае на балаклавском переезде
Черкашин вспомнил четыре года спустя, когда прочитал в газете «Слава
Севастополя» от 12 августа 1992 года заметку «Поезд-призрак на дорогах
Украины». «14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала в «круиз»,
устроенный фирмой «Санетти» для богатых итальянцев, вышел прогулочный поезд.
106 пассажиров осматривали достопримечательности, окружавшие новый участок
дороги. Поезд приближался к супердлинному тоннелю. И вдруг начало происходить
что-то ужасное. По свидетельству двух пассажиров, успевших выскочить на ходу,
все вдруг покрылось молочно-белым туманом, который по мере приближения к
тоннелю густел, превращаясь в вязкую жидкость. Поезд вошел в тоннель и...
пропал. После этого происшествия тоннель заложили камнями, а во время войны в
него попала авиабомба. Возможно, об этом случае и забыли бы, если бы трехвагонный
призрак не появился... недалеко от села Заваличи Полтавской области на
переезде дежурной Елены Спиридоновны Чебрец.
Поезд с
наглухо закрытыми шторами, открытыми дверцами и пустой кабиной машиниста двигался
абсолютно бесшумно, давя разгуливающих по полотну кур. Исследовать этот
феномен прибыл председатель комиссии по изучению аномальных явлений при
Академии наук Украины В.П. Лещатый. В его записях, датированных сентябрем
1991 года, высказывается версия, что поезд каким-то образом прошел сквозь
время. Лещатый вспоминает и записи известного мексиканского психиатра 40-х
годов XIX века Хосе Саксино о том, как однажды в Мехико появились 104
итальянца, в течение недели попавшие в психиатрическую лечебницу, так как
утверждали, что прибыли в Мехико из Рима на поезде.
Лещатый
сделал анализ верхнего слоя на стенах и окнах одного из вагонов загадочного
поезда. Это оказалось вещество, похожее свойствами на порох...» А не этот ли
поезд видел на балаклавском переезде Устименко? Много похожего: паровоз
иностранного образца, три вагона... Если поезд-призрак обнаружился в 1991-м
году под Полтавой, почему он не мог появиться в 1855-м под Балаклавой?
Писатель-маринист еще больше укрепился в этой мысли после того, как побывал
на горе Гасфорта с севастопольским краеведом Евгением Веникеевым.
Они
поднялись туда, чтобы осмотреть остатки итальянского кладбища, устроенного на
горе в 1855 году (здесь похоронены солдаты сардинцы, погибшие при штурме
Севастополя в Крымскую войну) и стертого с лица земли через сто лет по
распоряжению советских властей. Никто так и не смог объяснить, почему была
взорвана прекрасная часовня на итальянском кладбище в мае 1955 года. Обычный
вандализм в порядке «борьбы с проклятым прошлым». Но кто выстрелит в прошлое
из ружья, в того будущее выпалит из пушки. И динамитная шашка, заложенная под
старинную часовню, обернулась чудовищным взрывом под днищем «Новороссийска».
...Они бродили по плоской вершине горы Гасфорта меж обломков мраморных плит,
заросших на местах бывших клумб кактусами-опунциями. Немецкие снаряды
пощадили старинную усыпальницу... Веникеев же рассказывал про первую оборону:
«Сюда, к итальянскому лагерю на горе Гасфорта, англичане провели из Балаклавы
железную дорогу... Потом ее сняли. Но насыпь осталась. Ветка из Балаклавы в
Севастополь проходит как раз по той, намеченной еще англичанами трассе». Вот
как?! Значит, поезд-призрак шел по следам снятых шпал?
Он шел
по траектории бывшей железной дороги... Но если это был тот самый злосчастный
поезд, зачем он приходил сюда, в этот глухой уголок Крыма? Забрать души
итальянских солдат, растревоженных майским взрывом последнего их прибежища —
купола часовни? Или у кого-то из 104 пассажиров здесь были погребены родственники
и они приехали отдать им последний долг? А может, они, эти сгинувшие
пассажиры, могли как-то отомстить за поруганное кладбище из своего временного
плена, вмешались в земную причинно-следственную связь — и «Юлий Цезарь»—«Новороссийск»
взлетел на воздух? Простор для предположений огромен. Кто же не знает, что
время — это особого рода хрональное поле, неразрывно связанное с
электромагнитной энергетикой пространства? А если предположить, что наряду с
законом сохранения вещества и энергии существует и закон сохранения времени,
правда, никем пока не доказанный? И «прожитое» время не исчезает. Вечность
прошлого равна бездне будущего.
Прошлое
существует реально, а не в чьей-либо памяти, даже если эта память —
совокупный опыт всего человечества. За каждым из нас самих — некая
топографическая картина. У каждого тела есть своя траектория движения, роста,
полета. Совокупность этих траекторий укладывается в русло общего течения
времени. Настоящего как такового нет.
Любой
миг будущего тут же становится мгновением прошлого. То, что мы называем
настоящим временем, всего лишь вспышка сознания, пережигающего будущее в
прошлое. Настоящее — это, как поется в песне, «есть только миг между прошлым
и будущим, именно он называется «жизнь». Так что «прошлое» и «будущее» равно
понятию «время» вообще. Теоретически — пока — можно вызвать на экране старого
зеркала все, что в нем когда-либо отражалось.
Особенно
если это зеркало очень долго не меняло местоположение. Вот почему
«привидения» чаще всего выходят из старинных зеркал, намертво вделанных в
стены дворцов, замков, старых домов. Той же способностью обладают и другие
пространственно-временные константы — египетские пирамиды, древние акведуки,
железнодорожные мосты и тоннели, вековые деревья, способные накапливать,
аккумулировать в себе время и пространство неизменных координат. Булгаковский
Воланд — существо из четырехмерного пространства. Он мог одновременно видеть
и прошлое, и будущее. Глядя на несчастного Берлиоза, он мог наблюдать, как
его голова выходит из чрева матери и как катится из-под колес трамвая. Это
своего рода стереоскопия или стереометрия времени. Если время в нашем
трехмерном пространстве — это вектор, необратимо направленный из прошлого в
будущее, то в двухмерном пространстве время имеет точечную характеристику:
застывшее мгновение. А в четырехмерном? Там это не просто лента, а объемный
поток...
И кто
убедил нас раз и навсегда, что время течет только по прямой? Не логичнее ли
предположить, что время, говоря очень упрощенно, накручивается витками, как
нить на катушку, так что прошлое существует параллельно будущему. Время
слоисто и концентричне, как годичные кольца дерева. Но иногда меж «витков»
случаются «пробои» («межвитковые замыкания»), и тогда возникают «черные дыры»
в хрональном поле, они, словно воронки смерчей, образующие воздушный тоннель
между небом и землей (водой), блуждают, перемещаясь по каким-то своим законам,
втягивая в себя людей, бесследно исчезающих из нашей жизни, предметы,
животных... Может, именно с помощью «блуждающих черных дыр» времени и можно
объяснить появление и снежных людей, и лохнесских чудовищ, втянутых смерчем
времени и выброшенных из своих доисторических эпох в наши дни? В «черные
дыры» «межвитковых пробоев» проваливаются и наши современники, которые не
всегда гибнут в чужих веках, а, приспособившись к тамошней жизни, становятся
оракулами и предсказателями. Не из них ли Нострадамус?
И
появление НЛО и НЛО-навтов укладывается в рамки этой теории: это наши дальние
потомки, и их вполне рукотворные «летающие тарелки» заглядывают к нам сквозь
«черные дыры» времени, заглядывают намеренно или же случайно, затянутые все
тем же временным вихрем. Теперь вернемся к нашему исчезнувшему поезду,
точнее, к железным дорогам, по которым он колесил... Взгляните на
железнодорожную карту Италии, Европы, Евразии... Как густо и как причудливо
оплетены континенты паутиной рельсов! А задумывался ли кто-нибудь о геофизическом
или, вернее сказать, геохронофизическом воздействии общемировой
железнодорожной сети (не забудем — в нее включен и тот римский участок со
злополучным тоннелем) на хрональное поле планеты? А оно, безусловно,
существует.
Ведь
всякое значительное преобразование пространства влечет за собой и временные
аномалии. Сверхдлинные тоннели, сверхглубокие шахты, сверхвысокие башни — все
эти пространственные новообразования меняют, пусть и не очень ощутимо,
движение времени, подобно тому, как плотины, водосборы, каналы меняют течение
реки. Сеть железных дорог, пожалуй, самое масштабное творение человечества.
Это сооружение воистину планетарного размаха. Металлическая сеть, покрывающая
с той или иной плотностью наши континенты, бесспорно, влияет на естественное
геофизическое поле Земли, а значит, и на ее хрональные процессы, то есть на
ход времени. Железнодорожная сеть — сеть не плоскостная, а сферическая; она
повторяет кривизну земного шара. А там, где плоскость переходит в сферу, там
трехмерное пространство переходит в двухмерное и наоборот (вспомним
перекрученную ленту Мебиуса), то есть железнодорожная сеть есть граница-сопряжение
по меньшей мере двух, а по большей — нескольких пространств. Но пространство
вовсе не «сосуд времени», как время отнюдь не наполнение пространства. Это
единая среда, процесс, условие — как ни назови, — их взаимосвязь. Наконец,
железные дороги — это ускорители времени, своего рода синхрофазотроны, где
вместо атомных частиц ускоряется перемещение частиц человечества — людей.
Поезда ускоряют наше биологическое время.
И,
возможно, ни одна поездка не проходит бесследно для нашего внутреннего
душевно-биологического строя. И последнее, что надо принять во внимание:
рельсы, пути, ветки, магистрали довольно долговременно и точно привязаны к
определенному пространству, как бы формируя его координатный скелет. Итак,
наложите все вышеперечисленные обстоятельства одно на Другое — и вы поймете,
что железная дорога опасна не только колесами своих локомотивов, но и своими
пространственно-временными анома100 ВЕЛИКИХ ТАЙН 254 лиями, их стихийной
игрой, совершенно не тронутой лучом познания. Теперь вспомним, что незадолго
до исчезновения римского поезда в Италии произошло мощное землетрясение с
эпицентром в районе Мессины. Чудовищные трещины и провалы возникли не только
в каменистой почве, но и в хрональном поле. Если предположить, что «мессинская
блуждающая хрональная дыра» сконцентрировалась над гигантским горным
тоннелем, то именно она, эта хрональная аномалия, и могла перевести поезд из
нашего обычного трехмерного пространства в четырехмерное, где время
(хрональное поле), помимо длительности, приобретает новую характеристику —
глубину.
Поэтому
злосчастный состав, выпав из своего обычного векторного времени, стал
свободно перемещаться из настоящего как в прошлое, так и в будущее. Но
поскольку движение его определялось жестко схваченными пространственными
координатами (рельсовой колеёй), то появляться он мог только там, где
когда-то лежали рельсы, или там, где их когда-нибудь проложат в будущем. Так
под Балаклавой поезд-призрак шел по колее 1855 года, проложенной английскими
войсками. А в Мексику он мог прибыть по железнодорожной магистрали, которую,
видимо, все-таки проложат в XXI веке, соединив Азию и Америку великим
рельсовым путем через Чукотку и Аляску. Такой проект рассматривался еще в
начале века, не потерял он актуальности и сейчас. Так что, проследовав в XXI
веке по Чукотско-Аляскинской магистрали, поезд мог «вынырнуть» в XXI столетии
на пригородных путях близ Мехико, а пассажиры по каким-либо причинам —
покинуть поезд. По их субъективному времяощущению это событие могло произойти
сразу же, как только поезд вошел в тоннель. А дальше, оставшись без своих вагонов,
которые умчались в иной век, все они и в самом деле оказались в строгой
изоляции психлечебницы, что, в общем-то, спасло их от нечаянного вторжения в
причинно-следственные связи событий истории.
В
противном случае они просто бы никогда не родились. Поезд же двинулся обратно
в Рим, как до сих пор кажется его машинисту, продолжая пугать своим внезапным
появлением станционных смотрителей всех времен и народов. Председатель
комиссии по изучению аномальных явлений при Академии наук Украины Василий
Петрович Лещатый 25 сентября 1991 года подстерег загадочный поезд на переезде
в селе Заваличи. Он прыгнул на подножку призрака и... больше его никто не
видел... «Поезд, сообщает газета «Форум», так и продолжает курсировать через
переезд Елены Спиридовны Чебрец. Желающих исследовать этот феномен пока не
нашлось».
|