В ПОИСКАХ БИБЛИОТЕКИ ГРОЗНОГО
Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя Московии
Ивана IV (1530-1584), будоражит умы
многих людей в нашей стране и за рубежом. По различным сведениям среди книг
его библиотеки были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о
которых на Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские
хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от монгольских
ханов, книги Востока и других народов. В подземных хранилищах и тайниках
находятся летописания древних славянских, скифских и других народов нашей
страны до XV в., а также богатейшие собрания
книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова. Член
голландского посольства в Москве Николас Витсен свидетельствует, что в
государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской
библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.
Книги этой библиотеки в хранилищах видели приближённые Грозного, которые
оставили письменные свидетельства.
Интерес к поиску библиотеки то затухает, то вспыхивает с новой силой, по мере
накопления новых сведений. Стимулом к новым устремлениям к поискам явилось
проявление интереса к своей древней истории, а также публикации по этой
проблеме книг Р. Пересветова "Тайна выцветших строк", "По
следам находок и утрат", статей писателя В. Осокина и других авторов.
Группой энтузиастов различных специальностей (инженеры, геологи, археологи,
писатели, краеведы…) на общественных началах проводились обширные
исследования по поиску следов загадочной библиотеки Грозного. Исследования
велись с применением различной геологической техники, археологических,
биолокационных и других экстрасенсорных методов поиска. Применялись интрагеоскоп
и глубинное радиоволновое просвечивание аномальных объектов через скважины.
Были проведены продолжительные ювелирной точности работы с применением
неразрушающего метода исследования подземелий (без раскопов). Комплексные
исследования позволили определить не только расположение подземных аномалий,
но и качественно оценить их состояние, не производя трудоёмких земляных работ
и финансовых затрат. Работы проводились в Москве, с. Коломенском, г.
Александрове и многих древних городах страны. Наиболее детальные исследования
нами проведены в г. Александрове Владимирской обл. при содействии местных
энтузиастов. В этих исследованиях приняли участие талантливые учёные ряда
городов СССР, в том числе учёные А. Малахов, Б. Науменко, Н. Сочеванов, А.
Плужников и др.
Поиск следов легендарной библиотеки в г. Александрове был не случаен. Здесь с
декабря 1564 г. по 1581 г находилась опричная столица Грозного, окружённая
дремучими лесами и монастырями-крепостями. Сюда приплывали иностранные
корабли с грузами из Англии, Дании и других стран. На Слободу приходилось 2/3
торгового грузооборота с зарубежными странами. Здесь были бумагоделательные
производства, печатная слободка, где издавались религиозные и другие книги,
пропагандистские материалы, в том числе на зарубежные страны. Здесь же
находились иностранные посольства, принимались послы. В опричной столице, как
и в Москве (между Волхонкой и Никитской ул., где возводился опричный замок)
велось бурное наземное и подземное строительство по типовым проектам.
В
Слободе Грозный со своим окружением срочно готовил новые реформы, переделывал
летописи, историю страны, свою родословную, устанавливая связь с римскими
цезарями. Книги, архивные материалы царю нужны были под рукой. В древней
описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика, короба, записано,
что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову Слободу книги, летописи,
включая и коробья Новгородские. Царь хранил книги рядом с постельными
хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за двойными коваными дверями и
крепкими запорами. Здесь в Слободе английский купец Дежром Горсей летом 1581
г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая
сейчас находится в Лондонском музее.
Опричник Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой Слободе лежит много
денег и добра, которые захватил царь по разным городам (Тверь, Казань,
Торжок, Новгород, Псков) и 300 монастырям вокруг них. Следы Новгородских
летописей и многих других княжеств затерялись в опричной столице. После
разгрома Новгорода, в Слободе было построено две церкви с подземельями, куда
были спрятаны привезённые ценности. Вывезенные из Новгорода уникальные
створки ворот сегодня можно видеть в Троицком соборе кремля.
После убийства своего сына, Грозный в Слободе больше не появлялся.
В
1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский женский
монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно присматривали
за обширными подземельями. Местный житель города В.А. Александров в 1953 г.
12-летним пацаном трижды проникал в богатые подземные хранилища с книгами. Об
этом он писал в 70-х годах в Исторический музей. Об этом он заявляет и в наши
дни. В конце 50-х годов в Министерство культуры СССР на приём к министру
приезжала из Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с
сообщением о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а
аппаратные работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в
городе и Александровском кремле над подземными ходами без обследований
замуровывались (до лучших времён).
Плановые археологические раскопки проводились в 1951 и в 1960-70-х годах без
проникновения в подземелья. Последние археологические раскопки были проведены
в 1981 г. с участием автора данной статьи, которые выявили мощные фундаменты
грозненских дворцов, подземный ход и другие интересные находки. Раскопки
подтвердили правильность биолокационных показаний, но из-за недостатка
времени проникновения в подземелья не проводилось.
На
основе приборно-биолокационных исследований была составлена схема
предполагаемого расположения аномалий на подземелья, с указанием фундаментов
грозненских строений. В период многодневного биолокационного
"прощупывания" подземелий монастыря были периоды, когда,
многократно проходя под подземными сооружениями, исследователь начинает рукой
ощущать близкое к реальности прикосновение к стене каменного или кирпичного хранилища,
дереву, металлу, кожаному переплёту книг, окладам. Это ощущение испытывают
многие, владеющие биолокацией.
После того, как исследователям уже было известно о местонахождении некоторых
хранилищ, неожиданно об одном из них услышали подтверждение в местных
преданиях, где говорится, что библиотека Грозного находится в "сорока
кирпичах от усыпальницы Марфы" (29 см длина древнего кирпича, плюс 1 см
шов, умноженные на 40 дают 12 м). Именно здесь первоначально находился дворец
Грозного и его трон. В этих местах в начале
XX в. входы в подземелья видел известный историк
К.Ф. Валишевский. Были они видны ещё долго и после революции. В храмах и
других строениях монастыря имеются глубокие подвалы с лабиринтами, а в
двухэтажном доме игуменьи обнаружен большой сводчатый подвал без входа и
выхода, в котором жители хранили овощи, пробив в своде отверстие. В этом же
доме находится другой подвал со ступеньками. По преданиям здесь
настоятельница спускалась в подземелья, по которым она могла пройти и выйти
во многие строения монастыря и в центр города.
О
планировке кремля Александровой Слободы грозненского периода можно судить по
гравюре датского посла Ульфельда, которого царь принимал здесь в 1578 г. До
наших дней с того периода сохранились лишь храмы. В процессе исследований
уточнено местоположение бывших дворцовых и других строений, как на территории
кремля, так и на личном дворе Грозного.
О результатах исследований в г. Александрове автором данной статьи было
доложено в археологическом институте, в ЦК КПСС, на Межведомственной комиссии
по проблемам биолокации при НТО РЭС им. А.С. Попова. В конце мая 1979 г.
вышло постановление Совмина РСФСР, предусматривавшее проведение работ в
Александровском кремле. Выделялись средства. Сделано многое, но до серьёзных
работ проникновения в подземелья дело не дошло, из-за начавшейся
"перестройки".
Читатели по-разному представляют себе объём и состав легендарной библиотеки,
опираясь в основном на сведения князя Курбского, Максима Грека, пастора Веттермана
и случайные источники. В последние годы появились новые сведения по данному
вопросу.
Обычно исследователи представляют библиотеку в малом объёме: замурованной в
Кремлёвской стене, в подземельях Теремного дворца и Чудова монастыря у
Спасской башни. Местоположение хранилищ библиотеки связывают иногда также с Ваганьковским
холмом (районом библиотеки им. В.И. Ленина) в Москве, с Троице-Сергиевым,
Кирилло-Белозёрским и другими монастырями. На самом деле её подземные
хранилища многочисленны, с огромным числом единиц хранения. Считается, что
после спецслужб Малюты Скуратова в Москве хозяином государевой библиотеки
стала Церковь, к которой собрания книг перешли постепенно. Согласно
преданиям, там многое уникально, в том числе старинная утварь, репродукции,
свитки, большое количество книг. Самой ценной книгой одного подземного
хранилища является "Свод Законов", размером 50 х 50 см, тёмно-синяя,
тиснёная золотом. Там же - несколько закрытых сундуков, а также массивный
стеклянный сосуд и печать Грозного.
Предания
сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились также уникальные
творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие по бокам у трона
Грозного, которые периодически приподнимались, издавая рычание, поднимая лапу
в сторону князей и бояр; трон Грозного из чистого золота и уникальных камней,
среди которых был один величиной с грецкий орех и горел желтоватым цветом,
как и глаза царя; золотой сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на
1000 персон; сервиз на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет
изготовления которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный
фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды, в
Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр I продал в Европу: нужны были
деньги на войны. Предания сообщают, что в различных хранилищах Московии и
области находилось около 400 тысяч единиц хранения письменных источников
(копий) из знаменитой Александрийской библиотеки, а других материалов было в
несколько раз больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней
библиотекой Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом
имевшихся книг до её приезда в Москву.
Формирование государевой библиотеки происходило за сотни лет до Ивана
Грозного. Активно библиотека стала пополняться с началом гонений на
язычников. Книги конфисковывались у опальных князей, бояр, купцов,
монастырей, у присоединённых и завоёванных народов Великой Перми, Великой
Тюмени, Поволжья, Приуралья, Сибири и т.д. Грозный и последующие цари и
Церковь, не церемонясь, брали древние книги на всей территории России. Книг и
библиотек у народов нашей страны было много. В значительной части они
писались и тиражировались бардами (акынами), жрецами, просветителями.
Большинство из них по мастерству не уступали "Слову о полку
Игореве". Книги также привозились из-за границы (от Китая до Англии) на
шумные ярмарки, где покупались, обменивались и переводились.
В
хранилищах шли многочисленные поступления книг от изъятия их у народов,
обращённых в христианскую веру, в чём усердствовали епископы, ездившие с
солдатами по России вплоть до 1917 г. При Грозном помимо книгохранилищ
имелись также самостоятельные архивохранилища (Церкви, тайного сыска Малюты
Скуратова и др.).
О
просвещённости Древней Руси говорит и такой факт, как наличие у Андрея Боголюбского
печатной типографии, основанной им в 1159 г. (на Старом дворе, в 25 км от г.
Владимира). Об этом сообщил известный поэт XIX в. Гавриил Державин в своей
записке в Министерство просвещения, приложив в качестве достоверности справку
Синода от 1773 г. Печатающее оборудование была изготовлена в районе нижнего
течения р. Амударьи. Известно, что задолго до Грозного на Руси и в Московии
были своеобразные энциклопедии "Азбуковники толковых словарей",
"Сказания (словари) о неудобопонимаемых речей" и другие.
Реформаторский пыл Грозного и Церкви в 1551 г. ввёл запрет на продажу книг,
не соответствовавших христианскому мировоззрению (первая на Руси цензура),
что позволяло изымать или уничтожать книги и скрыть от народов многие
исторические и культурные ценности их предков.
Однако имеются основания предполагать, что книгами и архивами закрытых
подземных хранилищ периодически пользовались как Церковь, так и историки при
написании "Истории Российской" Екатериной II, В. Татищевым и другими. В смутные времена туда
попадали случайные люди.
Подземные хранилища имели многоступенчатую охрану: инженерные решения,
присмотр со стороны служителей монастырей, спецслужб и т.п. После 1917 г.
уход за подземными хранилищами ухудшился, что не могло не сказаться на
проникновении сырости и порчи материалов хранения.
Запрятывание
книг, исторических и культурных ценностей обычно связано с реформой
письменности и приходится на период смены религиозных воззрений, социально-экономического
и династического строя. Так произошло в Китае, в 221 г. до н.э., после
создания империи. Император Хуанди сказал, что история империи Китая
начинается с него. Вместе с уничтожением книг было казнено 460 учёных,
философов, поэтов, писателей. Подобная волна, но в гораздо большем масштабе,
прокатилась по всем континентам земли в связи с самоутверждением новых
религиозных воззрений. Уничтожались древние храмы, книги и носители древних
верований и знаний, памятники, историческая связь с прошлым. Волны реформ,
разрушений, уничтожение и запрятывание книг, людей прокатились по Руси. Одна
из волн пришлась на образование Московского царства при Грозном, когда было
уничтожено много князей, бояр, священнослужителей и простого люда. Подобные
волны были и позднее, что способствовало сокрытию всего наиболее ценного в
подземелья. Легенды сообщают, что в тайные хранилища отправлены также
говорящие куклы Якова Брюса и его книги по магии.
В
наше время с Востока даются большие Знания практического порядка в области целительства,
физического и духовного совершенствования, по древней истории народов,
гуманным видам единоборств, агрономии и многое другое.
Хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны, руководство
Православной Церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном рассекречивании
материалов, легендарной "библиотеки Грозного" по целительству,
природоведению, истории наших народов, шедевров искусства и литературного
творчества (хотя бы в копиях).
|