Валентин Борисович Иванов – председатель
подкомитета по возобновляемым источникам энергии комитета Госдумы по
энергетике, транспорту и связи.
Доля возобновляемой энергетики (без учета гидроэнергетики) в энергобалансе
России недопустимо мала и не превышает 1%, в то время как в развитых странах
Европы удельный вес возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в десятки раз
выше. Такое положение дел во многом предопределено многократно
воспроизводимым мифом о неисчерпаемости природных кладовых России.
Председатель подкомитета по возобновляемым источникам энергии комитета
Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валентин Иванов не питает иллюзий
по поводу скорого инновационного развития российской энергетики.
– Валентин Борисович, я видел, как на Кунашире гнили дорогой голландский
ветряк и геотермальная станция, которую не удавалось затащить на гору к
источнику. Мне представляется, что внедрению энергетических инноваций в
России препятствует наша ментальность. Реэнергетика не воспринимается всерьез
ни населением, ни властью, ни бизнесом. Можно ли при соответствующей подаче и
правильном законодательном обеспечении добиться того, чтобы люди увидели и
оценили преимущества ВИЭ?
– Вы правы, восприятию реэнергетики в общем и ВИЭ в частности мешает наша
ментальность. Бескрайние просторы России, помноженные на постоянную
декларацию якобы несметных запасов газа и нефти, сыграли свою печальную роль.
Всерьез надвигающихся проблем дефицита топливно-энергетических ресурсов
исполнительная власть не чувствует. Что же вы хотите от населения? Оно
привыкло, что голубой огонек – в каждом доме, и это воспринимается чуть ли не
как символ благополучия: если газ есть у соседа, то он непременно должен быть
и у меня. Такое мироощущение сегодня у большинства россиян. И оно не
изменится без соответствующей пропагандистской кампании и, увы, определенных
принудительных мероприятий.
– И как вы себе их представляете?
– Элементарная брошюра для владельца дома с предисловием президента РФ.
Так устроена Россия. Все ждут указующего перста от самой высокой власти. Это
элемент российского менталитета, он неистребим. Наша тактика построена на
том, чтобы «гнать волну» о необходимости продвижения ВИЭ наверх до
администрации президента, а если повезет, то и до самого Путина.
– У вас есть уверенность, что из Кремля будет-таки подан знак? Или
активная позиция вашего подкомитета не более чем отчаянная инициатива
одиночки-депутата и сотоварищей?
– Посыла нет, что печально. И моя деятельность до конца полномочий, а в
следующем созыве Госдумы я оказаться и не надеюсь, направлена на то, чтобы
люди услышали о существовании проблемы.
Как объяснить моим согражданам, что Россия упускает драгоценное время, не
внедряя инновации, признанные во всем мире, если министр промышленности и
энергетики РФ во всеуслышание заявляет, «что господь дал нам нефть газ, а
стало быть, нет стимула развивать возобновляемую энергетику»? О каких
инновациях, о каком прогрессе в России можно говорить?!
– Расскажите, как все начиналось...
– В 2005 году при непосредственном участии председателя комитета по
энергетике, транспорту и связи Валерия Язева была создана рабочая группа для
разработки концепции законопроекта о государственной поддержке возобновляемой
энергетики. Вскоре документ, основанный на анализе мирового опыта, был
подготовлен. Конечно, он был сырой и нуждался в профессиональной доработке.
Мы понимали, что без поддержки государства, в том числе и бюджетной,
законопроект не осилить, и обратились за помощью в правительство. Я пришел на
прием к директору департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолию Яновскому с
просьбой поддержать концепцию и одновременно стать субъектом законодательной
инициативы при разработке нового федерального закона. И получил отказ.
Госчиновник посоветовал мне обратиться к вышестоящему начальству,
вице-премьеру Александру Жукову, дабы тот внес наше предложение в план
законодательной инициативы. И еще Анатолий Борисович посоветовал нам самим добиваться
воплощения в жизнь концепции, не забывая, что существует также
– И что это за документ?
– Он был подготовлен в недрах «Гидро-ОГК» на средства РАО «ЕЭС России» в
канве немецкого природоохранного и энергетического законодательства.
Законопроект энергетиков вводит понятие «зеленый сертификат», субсидии до
2015 года, другие законодательные механизмы, широко применяемые в мире. Мы познакомились
с разработчиками документа и приняли решение совместными усилиями продвигать
и дорабатывать этот достаточно серьезный правовой акт. Но шансы на то, что он
вырастет до федерального закона, необычайно малы, если не сказать – равны
нулю. Дело в том, что законопроект «заехал» в Госдуму не правильным путем, не
с подачи исполнительной власти, а как частная инициатива РАО «ЕЭС России», а
такие документы не имеют никаких шансов трансформироваться в закон. К слову
сказать, как и наша концепция.
– И как развивались события?
– Текст передан зампредседателя комитета по энергетике Юрию Липатову, но
пока лежит без движения. Сегодня ничто не предвещает смены вектора
энергетической политики, проводимой руководством страны. Нам выгоднее вести
бесконечные дискуссии вокруг и около ВИЭ, чем получить отрицательный отзыв
правительства. Во-первых, он на долгие годы перечеркнет любые попытки
вернуться к рассмотрению законопроекта, а во-вторых, обозначит
несостоятельность нынешнего кабинета министров. Я не готов вступать в бой с
представителями исполнительной власти, поскольку не понимаю и не могу
объяснить, почему в стране проводится до такой степени недальновидная
энергетическая политика.
– Как вы оцениваете перспективу построения взвешенного энергетического
баланса, где реэнергетика займет достойное место?
– В меня вселяет оптимизм то, что очень многие представители газовой и
нефтяной отраслей пришли к пониманию того, что углеводородные ресурсы
все-таки исчерпаемы и сегодня, когда в бюджете появились деньги, стоит
инвестировать их в энергетику будущего. Они приходят к нам, предлагают
проекты. Так, кстати, делают во всем мире – транснациональные корпорации Shell,
ExxonMobil и многие другие западные компании. У нас ситуация иная. Внутри
правительства нет никакого системного движения в направлении формирования топливно-энергетического
баланса, включающего энергопотери и энергию возобновляемых источников. Этим
очевидным для специалистов мерам обеспечения энергетической безопасности не
удается преодолеть «бермудский треугольник» Христенко–Греф–Кудрин.
|