Фатьяновская культура
После открытия фатьяновского могильника на Нижней Волге,
около Ярославля, в 1903 году, культуру каменного и раннего бронзового века,
развивавшуюся в лесистой части России, стали называть фатьяновской и выделять
как отдельный этап. По распространенности балтийских названий рек в
Белоруссии и Центральной России и ряду корней балтийского происхождения,
обнаруженных в языке поволжских угров, фатьяиовскую культуру можно считать
восточной ветвью протобалтийской культуры, входящей в группу индоевропейских
культур, развивавшихся в Центральной России на протяжении первых двух
четвертей второго тысячелетия до н. э.
В течение бронзового века носители фатьяновской культуры
распространились на восток вплоть до Волги и ее.притоков. Кроме верховьев
Волги, фатьяновские поселения обнаружены в низовьях Оки, Суры, Вятки и нижнем
течении Камы.
В третьей четверти второго тысячелетия зона
распространения этой культуры достигла реки Белой и вплоть до Южного Урала.
Носители фатьяновской культуры вклинились узкой полосой между финноугорскими
охотничьими племенами на востоке центра России и протоскифами на юге.
Они строили свои небольшие деревни на высоких берегах рек,
обычно укрепляя их рвами и валами с внутренней стороны. Эти укрепленные поселения
заметно отличались от неукрепленных деревень охотников на побережьях озер и
рек. В верховьях Волги и ни* зовьях Оки фатьяновсюк поселения расположен!
около жилищ охотников, культура которых в Центральной России в начале второго
тысячелетия до н. э.
называлась ямной, а со второй четверти того же тысячелетия
именуется волынской. Носители фатьяновской культуры разводили овец, коз,
коров, свиней, лошадей и собак. Кроме того, они занимались рыболовством и
охотой. В мужских погребениях обнаружены костяные щитки для защиты запястий
при стрельбе из лука. В детских погребениях найдены маленькие глиняные
колесики, указывающие на возможное использование повозок.
Количество металлических предметов возрастает в XVIII—XVII
веках и сохраняется вплоть до конца бронзового века. Бронзовые топоры и
наконечники стрел постепенно вытесняют костяные и каменные. По названию
большого кладбища, раскопанного в 1933—1937 годах, содержащего большое
количество бронзовых топоров, наконечников стрел, пружинных и спиральных
подвесок, культуру раннего бронзового века, развивавшуюся на востоке
Западно-Центральной России, именуют балановской, и некоторые ученые выделяют
ее в отдельный тип культуры.
Сходство металлических изделий с находками на юге России
указывает, что ее носители искусно обрабатывали металл и пришли с юга
одновременно с поступлением медной руды из месторождений Южного Урала. Также
есть основание для предположения, что носители фатьяновской культуры в
верхнем течении Волги могли контактировать с народами Центральной Европы.
В нескольких поселениях обнаружены замечательные ручные
браслеты, напоминающие унетицкие изделия раннего бронзового века из
Центральной Европы. Ингумационные погребения расположены в глубоких ямах,
укреплены деревянными рублеными конструкциями, перекрыты бревнами, на которые
насыпали низкие земляные курганы. Погребальные обряды и орнаменты на
керамических изделиях указывают на почитание огня, солнца и животных. Иногда
на кладбищах обнаруживают отдельные погребения овец, коз или медведей, причем
этих животных хоронили с соблюдением таких же обрядов, как и людей. В
погребениях часто находят кости домашних животных, древесный уголь, красную
охру, трут и куски кремня, иногда в могилах, иногда в горшках. Может ли это
свидетельствовать о культе огня? Радиально расположенный штриховой орнамент
на основаниях сосудов, горлышки и тулова горшков, украшенные зигзагообразными
линиями, крестами, вертикальными и горизонтальными штрихами, нацарапанными,
выдавленными или выпуклыми, без сомнения являются символами солнца, как и у
других индоевропейских народов. Отметим, что данные мотивы не встречаются на
керамике фин-ноугорских охотников и рыболовов.
В раннем бронзовом веке носители фатьяновской культуры
постоянно соперничали за владение землями с угрофиннами и протоскифами,
которые двигались с юга. Постепенно они распространились на северо-запад,
вплоть до бассейна Оки. Земли, занимаемые фать-яновцами, неуклонно
сокращались, однако перед полным исчезновением в Чувашии, Татарии и Башкирии
носители этой культуры смогли выйти на восток вдоль верховий реки Белой и
Южного Урала. Другие их поселения обнаружены к востоку и северу от Казани.
Эту последнюю стадию развития фатьяновской культуры, относящуюся примерно к
1500—1300 годам до н. э., обычно называют абашевской по названию могильника,
открытого в 1925 году близ деревни Абашево на севере Чувашии. Возможно,
появление абашевских поселений на Южном Урале объясняется наличием в этих
местах месторождений меди. В этих поселениях обычно обнаруживаются большие
количества местной руды, шлака и орудий для металлургического производства и
инструментов для обработки металла.
Металлургия на Южном Урале достигла высокого уровня
развития и странствующие кузнецы расходились оттуда по всему Нижнему
Поволжью, что видно по находкам бронзовых украшений инструментов и орудий
производства. Теперь люди умели делать не только топоры, наконечники стрел,
шила и бронзовые спирали, но и кинжалы, ножи, подвески, браслеты, серпы и
такие сложные украшения, как подвески, кольца, пояса, покрытые тонким слоем
серебра с орнаментом в виде розетки или концентрических кругов и листьев. Об
искусстве мастеров свидетельствуют кожаные изделия с орнаментом из тонких
медных проволочек и кусочков медной фольги. Сохранились фрагменты головных,
нарукавных и наплечных украшений из кожи, богато украшенных маленькими
бронзовыми кольцами, спиралями и розетками. Женские костюмы были изящны и
тщательно отделаны. А балтийские кузнецы многому научились от металлургов
Южного Урала, так называемых андроновских людей, культура которых родственна протоскифской
культуре деревянных погребений, с которыми абашевцы поддерживали тесную
связь.
Богато украшенная абашевская керамика свидетельствует о
более высоком уровне развития по сравнению с ранней стадией фатьяновской
культуры на востоке Центральной России и андроновской культурой. Горшки
теперь приобретают плоское дно, и их округлая коническая поверхность
тщательно полируется и обжигается. Зубчатым или царапающим инструментом
наносится орнамент в виде горизонтальных, зигзагообразных, волнистых линий
или листовых узоров. Погребальный абашевский обряд полностью тождествен раннему
фатьяновскому. Умерших хоронили в ямах, над которыми насыпали небольшие
круглые курганы, размещая под каждым одну или несколько могил. В некоторых
чувашских могильниках обнаруживаются погребения, обнесенные деревянной
оградой прямоугольной, круглой или эллиптической формы. Каждая могила
представляет собой рубленую конструкцию, укрепленную вертикальными бревнами и
перекрытую досками.
Нам неизвестны ни кладбища, ни поселения последних веков
новой эры, подтверждающие существование фатьяновской культуры. Это
показывает, что в середине Поволжья и в бассейне реки Белой она внезапно
исчезает вследствие новой экспансии с юга носителей культуры деревянных
погребений.
Бронзовый век в районе между востоком Литвы и Латвией и
бассейном реки Оки в Центральной России исследован слабо. По фрагментам
керамики из укрепленных городищ видно, что в конце второго—первом тысячелетии
до н. э. и перед началом раннего железного века там сформировалось несколько
местных разновидностей. Одну из них — так называемую гребенчатую керамику— изготавливали
на востоке Литвы, юге Латвии и северо-западе Белоруссии. Другая
сформировалась в Южной Белоруссии и на северных окраинах Западной Украины и
была тесно связана с милоградской, а третья —- так называемая гладкая
керамика — в бассейне Десны, верховьях Днепра, Оки и Дона. Последний тип
культуры — в бассейнах Десны и верховьях Дона — именуется бондариховской по
названию деревни Бонда-риха, или юхновской (в раннем железном веке и первых
веках нашей эры).
Несмотря на некоторые местные различия, общий уровень
развития культуры: организация поселений, керамика, изделия из камня и кости
— отличается очевидным единообразием и постоянством форм по всей территории.
Бронзовые топоры и украшения встречаются достаточно редко. Булавки, шила, иголки
и наконечники стрел обычно делались из кости, тогда как удила с бронзовыми и
серебряными накладками позднего гальштадтского и раннего латенского типов
известны в милоградской группе. Ручная керамика имеет простую форму, горлышко
и края сосудов округлые, а боковые стенки уплощенные или слегка округлые и
покрыты волнистым или процарапанным узором вокруг горлышка, такие же способы
декорирования сосудов распространены в позднем бронзовом веке и даже в первых
веках нашей эры (рис. 31).
Культура холмовых поселений на возвышенностях в восточной
части Литвы, в Латвии, Белоруссии и на западе Руси, вплоть до района Москвы,
верховьев Оки и Дона, существовала на протяжении нескольких тысячелетий. На
ее балтийское происхождение указывают множество археологических находок и
названия рек, которые четко соотносятся с распространением гребенчатой, милоградской
и культурой плоской керамики с конца VIII века до н. э. до первых письменных
источников, проливающих некоторый свет на события, связанные с
распространением скифов и киммерийцев в Северном Причерноморье, а со времен
Геродота и на их северных соседей, то есть славян.
|