«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА: Наука и техника: Общественный транспорт
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
РОССИЙСКАЯ
КОНКА
В
России конка появилась в Петербурге в 1860 году, сначала как грузовая,
связавшая 17-ю линию Васильевской: острова со складами биржи. А в 1866 году
начали действовать три пассажирские линии — Невская, Адмиралтейская и
Садовая. В 1872 году была построена первая линия конки в Москве В начале
1880-х годов конка была в Одессе, Харькове, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.
ПЕРВЫЙ
ТРАМВАЙ
Первый
трамвай в России появился в Петербурге. 22 августа 1880 года в II часов дня
на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка русским изобретателем
Федором Аполлоновичем Пироцким был продемонстрирован первый электрический
трамвай. Пироцкий, служащий главного артиллерийского управления, решил
проблему передачи электроэнергии по рельсам. Позже на заброшенной
железнодорожной ветке в Сестрорецке ему удалось двинуть по рельсам трамвай,
находившийся на расстоянии километра от источника тока. Владельцы акционерных
обществ конно-железных дорог увидели в электрическом вагоне опасного
конкурента. Поэтому у Пироцкого, к великому сожалению, дальше опытов дело не
пошло. И только спустя 12 лет (в 1892 году) в Киеве началось трамвайное
движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Затем трамвайные линии
построили в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринославе.
В 1883
году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный
контактный провод, как у современных трамваев.
В
Москве первые трамваи появились в 1899 году. А в Петербурге лишь в 1907 году, то есть
через 27 лет после изобретения.
ПЕРВЫЕ
ТАКСИ
Первый
автомобиль-такси появился на улицах Петербурга в 1907 году. А по Москве
первые такси — французские «рено» и итальянские «фиаты» — забегали 21 июня
1925 года. И лишь в 1932 году в такси появились отечественные машины ГАЗ-А6,
а с 1936 года — автомобили М-1 (знаменитые «эмки»).
ПЕРВЫЙ
МОСКОВСКИЙ АВТОБУС
По
Москве первый автобус начал курсировать 18 апреля 1922 года. Стоимость билета
«на одну станцию» была четверть миллиона бумажных рублей. Весь рейс состоял
из двух станций. Первый автобус не имел ни своего номера, ни какого-либо
определенного расписания движения. «Захватить» автобус и сесть в него можно
было только случайно.
Регулярное
автобусное движение открылось в Москве 24 августа 1924 года. Всего
курсировало 8 машин английской фирмы «Лейланд», которые могли развить
максимальную скорость 30 километров в час.
ПЕРВЫЙ
ТРОЛЛЕЙБУС
Первый
российский троллейбус был создан в 1933 году на московском заводе «Динамо». S
ноября 1933 года на площади Белорусского вокзала собралось множество народа.
Все смотрели в сторону Ленинградского шоссе. Вскоре на дороге показался «рогатый»,
который возвращался из своей первой поездки от Белорусского вокзала до села Всехсвятского.
ПЕРВОЕ
МЕТРО
Первый
проект сооружения Московского метрополитена — «внеуличной железной дороги»,
как его тогда называли, был разработан русским инженером П. И. Балинским и в
конце 1902 года рассматривался в Московской городской думе. Он сразу вызвал
настороженное к себе отношение: ведь в нем предусматривалось безвозмездное
отчуждение городских земель вокруг наземных линий, снос многих домов. Пайщики
трамвайных компаний испугались конкуренции, духовенство окрестило подземку
«греховной мечтой», и проект отклонили. Несколькими годами ранее точно так же
был отклонен проект сооружения метро в Санкт-Петербурге.
Первый
в нашей стране метрополитен был открыт в Москве IS мая 193S года. Первая
очередь была протяженностью 11,6 километра и имела 13 станций (две линии — от
Сокольников до ЦПКиО им. Горького и до Смоленской площади). По этим линиям
курсировало в час 15 пар четырехвагонных поездов, перевозивших в сутки 177
тысяч пассажиров.
РЕКОРДЫ
МЕТРОПОЛИТЕНА
Самое
оживленное в мире метро — в Москве. Ежедневно его услугами пользуется от 8 до
10 миллионов человек. В мае 1990 года Московский метрополитен имел 141
станцию, 49 пересадочных узлов, 428 составов, которые курсировали по 227
километрам пути. Занимая пятое место в мире по развитости железнодорожной
сети, московское метро крепко держит пальму первенства по количеству
перевозимых в сутки пассажиров.
ВМЕСТО
АВТОБУСОВ - ФУНИКУЛЕРЫ
Самое
большое количество канатных дорог — в грузинском городе Чиатура. Нигде в мире
нет ничего подобного. Канатные дороги являются здесь основным видом
транспорта: десятки линий связывают центр города с рудниками и рабочими
поселками. Часть из них — пассажирские.
САМЫЙ
СЕВЕРНЫЙ ТРАМВАЙ
Ближе
всех к Северному полюсу находится трамвайная линия в Усть-Илимске
протяженностью 16 километров. С 1991 года по ней ходит самый северный в мире
трамвай. Трамвайная линия соединяет город с лесным комплексом.
|