Серия «100 великих»: Сто великих тайн
Николай Николаевич Непомнящий
Андрей Юрьевич Низовский
ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
ТРЕУГОЛЬНИК ДЬЯВОЛА
В
западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов Соединенных
Штатов Америки, есть район, приблизительно напоминающий по форме треугольник.
Стороны
его тянутся от точки севернее Бермудских островов к югу Флориды, затем вдоль
Багамских островов к острову Пуэрто-Рико, где снова поворачивают на север и
возвращаются к Бермудам около 40 градуса западной долготы. Это — одно из
самых удивительных и загадочных мест на Земле. В этом районе, обычно
именуемом Бермудским треугольником, исчезли без следа (после 1945 года) более
100 самолетов и судов (в том числе подводных лодок) и более тысячи человек.
Хроника исчезновений: В 1909 году в Бермудском треугольнике исчез капитан Джошуа
Спокам, самый знаменитый и искусный моряк своего времени. Он первым на
планете прошел под парусом вокруг земного шара. 14 ноября 1909 года он отплыл
от острова Мартас-Винъярд и взял курс на Южную Америку; с того дня от него не
было никаких сведений. Версий, объясняющих продолжающиеся исчезновения людей,
судов и самолетов было предложено множество.
Среди
них: внезапная волна цунами из-за землетрясения; болиды, взрывающие самолеты;
нападение морского чудовища; искривление пространства-времени, захватывающее
в другое измерение; воронка электромагнитных волн и сил тяготения,
заставляющая суда блуждать, а самолеты падать; сбор образцов живых существ
Земли, осуществляемый подводными или воздушными НЛО, которыми управляют
оставшиеся в живых представители древнейшей цивилизации, или космические
существа, или люди из будущего и т. д. Конечно же, ежегодно над треугольником
пролетает множество са молетов, его пересекают множество судов, и остаются
они целыми и не вредимыми. К тому же во всех морях и океанах мира по
различным причинам терпят бедствия суда и самолеты (здесь хотелось бы
уточнить, что «бед- ствие» и «исчезновение» разные понятия. В первом случае в
воде остают- ся обломки и трупы; во втором — не остается ничего).
Однако
нет такого другого места, где при чрезвычайно необычных обстоятельствах произошло
бы столько необъяснимых, внезапных исчезновений. Библиотекарь из Аризоны Лоуренс
Д. Куше в своей книге «Бермудс- кий треугольник: мифы и реальность»
«разоблачает» тайну этого района. Он считает, что это сенсация, которая
обросла легендами. При этом он лишь выборочно отвергает некоторые случаи,
оставляя за бортом боль- шинство загадочных исчезновений, к которым ему так и
не удалось подо- брать ключей. И уж совершенно не втиснуть в рамки концепции
Куше, объясняю- щего все случаи исчезновения судов и самолетов «обычными»
причина- ми, странные корабли-призраки, покинутые командами. Ведь с 1940 по
1955 год таких судов здесь было встречено около пятидесяти! Французское судно
«Розана» близ Багамских островов (1840).
Шхуна «Кэролл
А. Ди- ринр> с поднятыми парусами, с приготовленной пищей на камбузе, с дву-
мя живыми кошками (1921). Судно «Рубикон» с одной собакой (1949). А вот такой
случай 1948 года Л. Куше отказывается интерпретировать. Ранним утром 30
января капитан Макмиллан, командир самолета «Стар Тайгер» типа «Тюдор-IV»,
принадлежавшего компании «Бритиш саут америкен эйруэйз» (БСАА), запросил
диспетчеров на Бермудах и сообщил сведения о своем местонахождении.
Подтвердил, что на борту все в по- рядке и что он следует точно по
расписанию. Это было последнее, что услышали о «Стар Тайгере». Начались
поиски. Десять судов и около трид- цати самолетов прочесывали весь район
океана по маршруту следования.
Не
удалось обнаружить ничего: ни масляных пятен на поверхности воды, ни
обломков, ни тел погибших. В заключении комиссии говорилось, что никогда еще
следствие не стояло перед решением более трудной задачи.
«Это
действительно неразгаданная тайна неба», — вынужден признать Д. Куше. Среди
летчиков и моряков немало таких, которые считают, что «в районе с таким
интенсивным движением вполне естественно можно пред- ставить себе самолет,
судно или яхту, которые потерялись вследствие сте- чения обстоятельств —
внезапный шквал, мгла, поломка». Они заявляют, что треугольника не
существует, что само это назва- ние ошибка или досужий вымысел для слишком
увлеченных фантастикой читателей. Их мнение поддерживают авиакомпании,
обслуживающие этот район.
По
поводу существования самого Бермудского треугольника и его границ споры не
утихают. Какова его настоящая форма, как родились среди экипажей самолетов,
пароходов, яхт, подводных лодок легенды об исчезновениях? Может быть, из-за
популярности этих легенд любая необъясненная авария сразу же толкуется как
исчезновение? Не в этом ли причина? Радио и телевидение засыпало вопросами
очевидцев, летавших в этом районе, доводя их до нервозности и психоза. Обычно
при таком напря- женном обмене вопросами-ответами в конце концов следовало:
«Летал через треугольник много раз, и ничего не случалось. Никакой опаснос- ти
нет». Людям, организовывающим путешествия, пассажирам, направляю- щимся в
сторону треугольника, часто задают вопрос: «Полетим через Бер- мудский
треугольник?» И, поскольку точных границ нет, ответ на это следует
отрицательный. Иногда в оправдание опоздания прибытия само- лета пассажирам
приводится такой довод: «Но ведь приходится облетать Бермудский треугольник».
Несмотря на это, странные аварии и бедствия в треугольнике и при- легающих
районах продолжаются. В 1970-е годы в непосредственной бли- зости от аэропорта
Майами, над сушей, несколько самолетов потерпели крушения, которым не нашли
объяснений.
Один из
них — рейс 401 на Истон («Локхид» Л-102), на борту которого было более 100
человек, ис- чез 29 декабря 1972 года. Расследование обстоятельств
исчезновения рей- са 401, возможно, проливает какой-то свет на многие
предыдущие внезап- ные исчезновения над океаном. Известно, что этот самолет в
течение последних 7—8 секунд полета снижался с такой скоростью, что за ним не
могли уследить ни диспетче- ры в Майами, ни пилоты. Так как все альтиметры
работали, при обычном снижении у пилотов хватило бы времени, чтобы выровнять
самолет. Но снижение происходило настолько быстро, что диспетчеры в Майами
смогли зафиксировать лишь одно отражение за время поворота радара (40 се- кунд).
К следующему повороту самолет с 300 метров снизился уже ниже 100, а возможно,
уже врезался в воду.
Такую
скорость снижения нельзя объяснить ни выходом из строя автоматической системы
управления, ни потерей скорости, ни неопыт- ностью пилотов или возникающим на
половинной мощности флаттером. Для этого, несомненно, должна была быть
какая-то причина, связанная с атмосферой. Возможно — какая-либо аномалия
магнитного поля. Первый из известных нам свидетелей, записавших свои наблюдения
за свечениями в этом районе, был Колумб. 11 октября 1492 года, за два» часа
до захода солнца, с борта «Санта-Марии» он наблюдал, как в запад-1 ной части
Саргассова моря поверхность воды у Багамских островов свети~| лась белым
светом. Такое же свечение полос в воде (или течения) наблюдали полтысячелетия
спустя американские астронавты.
Этот
странный феномен объясняют различными причинами, как- то: поднятие торфяной
муки косяком рыб; самим косяком рыб; другими организмами. Каковы бы ни были
причины, до сих пор неподтвержден- ные, этот удивительный свет продолжает
наблюдаться с поверхности моря, а особенно красив он с неба. Другое странное
явление в треугольнике, замеченное впервые тоже Колумбом во время первой
экспедиции, до сих пор остается объектом споров и вызывает удивление. 5
сентября 1492 года в западной части Сар- гассова моря Колумб вместе с
обеспокоенными членами команды на- блюдал, как огромная огненная стрела
пронеслась по небу и то ли упала в море, то ли просто исчезла. Через
несколько дней заметили, что компас показывает что-то не- понятное, и это
всех испугало. Возможно, в районе треугольника — в небе и на море —
электромагнитные аномалии оказывают влияние на движение судов.
Другая
версия предполагает существование связи между исчезнове- ниями судов и
самолетов с другими явлениями. Называют их по-разно- му — «аномалии воздушной
среды», «отверстие в пространстве», «рас- щепление неизвестными силами»,
«небесная ловушка», «яма тяготения», «захват самолетов и судов живыми
существами» и так далее. Но пока это всего лишь попытка объяснить непонятное непонятным.
В большинстве случаев исчезновения в Бермудском треугольнике не оставалось ни
одного живого человека и не найдено ни одного тела. Но в последние годы
некоторые пилоты и моряки нарушили хранимое до сих пор молчание и начали
рассказывать, как им удалось вырваться от каких- то сил в этом и других
районах. Изучение их опыта, даже способа, с помо- щью которого удалось
спастись, возможно, поможет найти объяснение хоть чему-то в этой загадке.
Часто в спорах о сути феномена Бермудского треугольника приводят такой
аргумент: суда и самолеты гибнут повсюду в мире, и если достаточ- но большой
треугольник наложить на карту любого района интенсивно- го движения судов и
самолетов, то окажется, что именно в этом районе произошло много аварий и
катастроф. Значит, никакой загадки нет?
И еще
добавляют: океан велик, судно или самолет в нем — крупин- ка, на поверхности
и в глубине движутся различные течения, а потому нет ничего удивительного в
том, что поиски не дают результатов. В Мек- сиканском заливе скорость
северного течения 4 узла в час. Самолет или судно, потерпевшие бедствие между
Багамскими островами и Флоридой, с момента последнего сообщения могут
оказаться совершенно в другом месте, что вполне выглядит как исчезновение.
Однако не надо забывать, что эти течения известны и береговой ох- ране и в
организации поисков обязательно учитываются и течение и ветер в районе
пропажи. Поиски крупных судов ведутся в радиусе 5 миль, само- летов — в
радиусе 10 миль, мелких судов — в радиусе 15 миль. Поиски ведутся в полосе
«следа-перемещения», то есть учитываются направление движения объекта,
скорость течений и ветров. Более того, затонувшие части судов и самолетов
легко засасываются илом, их может упрятать шторм, а последующий снова
выбросить, их могут обнаружить подводные лодки и пловцы. Мэл Фишер,
аквалангист, работавший в САБА (организация, зани- мающаяся спасением судов и
грузов), в свое время проводил подводные поиски на континентальном шельфе
Атлантического океана и Карибс- кого моря в районе треугольника.
В то
время, когда «неоавантюристы» развили бешеную деятельность по розыску
испанских галионов с золо- том, которых здесь затонуло довольно много, он
обнаружил на дне дру- гие удивительные трофеи. Когда-то они, очевидно,
интенсивно разыски- вались, но потом о них забыли. Такие скопления металла
обычно обнару- живаются с помощью магнитомеров, в тысячу раз более
чувствительных, чем компас, реагирующий на скопление металлов под водой.
Именно с помощью этих приборов Фишер часто находил другие предметы — вмес- то
вожделенных испанских сокровищ ныряльщики, спускавшиеся на дно океана по
показаниям магнитомеров, часто обнаруживали старые истре- бители, частные
самолеты, самые различные суда. Однажды на дне в нескольких милях от берега
был обнаружен паро- воз.
Фишер
оставил его нетронутым для историков и океанологов. По его мнению, причина
исчезновения некоторых судов в районе Флорида—Багамы — невзорвавшиеся бомбы,
сброшенные во время уче- ний ВВС в прошлую войну, а также торпеды и плавучие
мины, использу- емые в современных учениях. Фишер нашел множество обломков,
принадлежность которых уста- новить не удалось. Он заключил, что сотни судов
во время бурь попадали на рифы, многие из них поглощены илом. Действительно,
течение в Мек- сиканском заливе в районе оконечности полуострова Флорида
несет много ила, который может поглотить даже крупные суда, лежащие на дне.
94 100 ВЕЛИКИХ ТАЙН^ Возможно, морские течения и являются виновниками безрезультат-
ных поисков погибших судов и самолетов. Но у Бермудского треугольни- ка есть
и еще одна особенность. Это так называемые «голубые» пещеры, разбросанные по
всему мелководному району Багамских островов, без- донные пропасти в
известняковых обрывах.
Несколько
тысячелетий на- зад эти пещеры были сталактитовыми гротами на суше, но после очеред-
ного ледникового периода около 12—15 тысяч лет назад уровень моря<
поднялся и «голубые пещеры» стали жилищем рыб. Эти известняковые пещеры идут
до самой кромки континентального шельфа, пронизывают весь известняковый слой,
некоторые из них до- стигают глубины 450 метров, другие тянутся к подземным
пещерам на Багамских островах и связаны с озерами и болотами. «Голубые
пещеры» расположены на разных расстояниях от поверх- ности моря.
Аквалангисты, нырявшие в эти подводные пещеры, обраща- ли внимание на то, что
их залы и коридоры так же сложны, как и залы и коридоры земных пещер. Кроме
того, в некоторых «голубых пещерах» течения настолько сильные, что
представляют опасность для подводни- ков.
Из-за
приливов и отливов большая масса воды одновременно начи-' нает всасываться,
образуя на поверхности водовороты. Не исключена воз- можность, что такие
водовороты всасывают небольшие суда вместе с ко- мандой. Эту гипотезу
подтвердила находка в одной из пещер на глубине 25 метров рыболовного судна.
Его обнаружил океанолог Джим Сон во время подводных исследований. Были
найдены шлюпки и небольшие су- денышки и в других пещерах на глубине более 20
метров. Но причиной пропажи крупных кораблей в этом районе, видимо, следует
считать внезапные торнадо и цунами. Проносящиеся грандиоз- ные смерчи
зарождаются в определенный сезон года и поднимают огром- ные массы воды в
виде воронки. Бесчисленные торнадо, подобно проно- сящимся над сушей смерчам,
поднимающим в воздух крыши, заборы, машины, людей, полностью разрушают мелкие
суда и низко летящие са- молеты. Днем торнадо видны, и есть возможность
избежать их, но ночью и при плохой видимости самолетам очень трудно
уклониться от них. Но самый главный подозреваемый в неожиданном потоплении
судов в море — цунами, рождающиеся при обычных подводных землетрясени- ях.
Бывает,
цунами достигают высоты 60 метров. Они возникают неожи- данно, и при встрече
с ними суда в мгновение ока тонут или переворачи- ваются. Подобной офомной
разрушительной силой обладают так называе- мые «оползневые» волны. Они
являются следствием смещения на дне масс фунта, происходящего из-за отслоения
отложений. Оползневые вол- ны не достигают такой высоты, как цунами, но
обладают большой энергией и вызывают мощные приливные течения. Особенно
опасны они для мореплавателей потому, что плохо различаются глазом. Если
такая волна приходит неожиданно, судно может быть вмиг разбито, а обломки раз-
бросаны на очень большом расстоянии. А не может ли что-либо подобное
случиться с самолетом в воздухе? Вообще в воздухе тоже зарождаются
деформации, подобные цунами. Особенно часто они возникают, когда самолет
движется с большой ско- ростью. На высоте ветер меняется, и часто бывает, что
взлетающие или снижающиеся самолеты сталкиваются с вефом, дующим совсем в
другом направлении, которое указывает аэропорт.
Если
этот ветер необычайно силен, он оказывает на самолет неблагоприятное
воздействие. Феномен «измененного ветра» — важный фактор бедствий в возду- хе,
а усиленное это явление — «завихрения чистого воздуха» (ЗВЧ) — можно сравнить
с оползневыми волнами, возникающими в спокойном море. При быстрой смене
восходящих и нисходящих с большой скорос- тью потоков столкновение с ними
самолета почти равносильно столкно- вению с каменной стеной. Обычно подобное
явление непредсказуемо. Много самолетов тер- пит бедствие на кромке
воздушного течения, имеющего скорость около 200 узлов (100 м/с) над землей.
Явление это, видимо, может в какой-то степени объяснить исчезновение легких
самолетов в феугольнике.
В дан-
ном случае легкий самолет либо разрывается необычным давлением, либо в связи
с вдруг возникающим разряжением его прижимает к поверхности и бросает в море.
Другая гипотеза увязывает исчезновение самолетов с выходом из строя их
электрооборудования под влиянием электромагнитных явлений. На- пример, инженер-элекфик
Хью Браун придерживается следующего мне- ния: «Связь между этими явлениями и
полем земного магнетизма весьма вероятна. Земля много раз претерпевала уфожающие
изменения магнит- ного поля. Сейчас, по-видимому, приближается очередное
изменение, и в качестве его предвестников происходят магнитные «землефясения».
На ум приходит объяснение исчезновения самолетов и их падения вследствие
аномалий магнитных сил. Хотя объяснить исчезновение судов с помощью этой
гипотезы не удается.
В 1950
году Уильберт Б. Смит, участвовавший в профамме исследо- ваний магнитных и
гравитационных сил, организованной по указанию канадского правительства,
обнаружил особые, сравнительно небольшие, районы (диаметром около 300
метров), простирающиеся до огромной высоты. Он назвал их районами
концентрированных связей. «В этих рай- онах магнитные и фавитационные силы
настолько нарушены, что легко могут разорвать самолет. Следовательно, при
попадании в эти невидимые и не нанесенные на карту районы аномалий магнитно-фавитационных
сил, сами того не зная, самолеты приходят к фатальному исходу». И далее:
«...двигаются ли эти районы концентрированных связей или просто исчезают —
неизвестно . Через 3—4 месяца мы еще раз пытались некото- рые из них найти,
но никаких следов...»
Наиболее
подробно исследовал треугольник и другие подозритель- ные районы Айвен Сандерсон.
В результате он выдвинул гипотезу о «две- надцати дьявольских могилах в
мире». Нанеся на карту места наиболее частых исчезновений самолетов и судов,
он и его помощники сначала обратили внимание на то, что большая часть их
сконцентрирована в ше- сти районах мира. Все они имели примерно ромбовидную
форму и были расположены между 30 и 40 параллелями к северу и к югу от
экватора. По версии Сандерсона, «странные районы» расположены чере: 72
градуса по долготе, центры их находятся на расстоянии 66 градусов ш широте
друг от друга — пять к северу и пять к югу от экватора. Включал оба полюса,
они образуют сеть, охватывающую всю Землю Здесь наибо лее интенсивное
движение, в других районах оно меньше, но факты, под. тверждающие аномалии
магнитного поля, а возможно, и аномалии про странства-времени, определенно
имеются.
Большая
часть этих «странных районов» расположена у восточно! части материковых плит,
в местах столкновения теплых северных и хо лодных южных течений. Эти районы
совпадают с местами, где направле ния глубинных и поверхностных приливных
течений различны. Измен чивые мощные подводные течения под влиянием разной температурь
образуют нарушающие радиосвязь магнитные, а возможно, и гравитаци онные силы
— «магнитные воронки», которые при определенных уело виях на море могут
переносить объекты, находящиеся в воздухе или про странстве, в точки,
расположенные в другом времени. В качестве косвенного подтверждения подобных
процессов в эти; районах Сандерсон приводит удивительный феномен «несвоевременной
прибытия самолетов».
Как
известно, прилет самолетов намного раньше намеченного времени в обычных
условиях, если нет сильного ветра, не- возможен. Такие случаи, хотя они и
могут быть объяснены незафиксиро- ванным сильным ветром, почему-то чаще всего
случаются в районе тре- угольника и других «воронок», как будто эти самолеты
встретились с «во-' ронкой» и прошли ее, благополучно миновав «небесную
дыру», погло- тившую столько жизней.
|