«ДИВО» русская книга рекордов и достижений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА: Мир искусства: Кино
КИНО
ПЕРВАЯ
КИНОХРОНИКА
Первый
кинорепортаж о российской жизни был отснят в мае 1896 года французскими
операторами, прибывшими в Санкт-Петербург на коронацию Николая II. Однако
царская полиция... конфисковала и фильм, и аппарат, а иностранных «шпионов»
арестовала. Французский консул в Москве добился возврата фильма и
освобождения операторов. Они продолжили съемки различных событий в России.
Фильм «Коронование Николая II» появился на экранах синематографов летом 1896
года. Первая русская кинохроника была отснята в ноябре 1896 года харьковским
фотографом А. К. Федецким.
ПЕРВЫЕ
КИНОСЕАНСЫ
Первые
киносеансы в России состоялись в мае 1896 года в Петербурге, в саду
«Аквариум» (16 мая), чуть позже — в Москве, в театре оперетты «Эрмитаж», а
затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Показывали французские люмьеровские
фильмы, а также первые хроникальные сюжеты, снятые операторами В. А. Сашиным
и А. К. Федецким.
ПЕРВОЕ
КИНОАТЕЛЬЕ
Первое
киноателье было открыто в Петербурге фотографом А. О. Дранковым. В 1908 году
он выпустил первую отечественную художественную картину «Понизовая вольница» («Стенька
Разин и княжна», режиссер В. Ф. Ромашков) — киноиллюстрацию к популярной
песне о Степане Разине.
ПЕРВЫЙ
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ
Первый полнометражный
художественный фильм назывался «Оборона Севастополя». Его создали в 1911 году
режиссеры В. М. Гончаров (1861 — 1915) и А. А. Ханжонков (1877 - 1945). Фильм
завершали документальные съемки оставшихся в живых защитников Севастополя (речь
шла о Крымской войне России с турками в 1854 — 1855). Кстати, А. А. Ханжонков
в 1907 году основал первую в России кинофабрику, после чего последовал бурный
рост отечественного кинематографа.
ПЕРВЫЕ
НАУЧНЫЕ КИНОСЪЕМКИ
Первые
научно-исследовательские съемки были проведены в 1898 году под руководством
адмирала С. О. Макарова (1848/49 — 1904) для изучения сил, действующих на
корпус ледокола.
КТО
ОЖИВИЛ КУКОЛ
Первые
в мире кукольные фильмы были созданы в нашей стране известным оператором,
художником и режиссером В. А. Старевичем (1882 — 1965) в 1912 — 1913 годах в
Москве на кинофабрике А. А. Ханжонкова: «Прекрасная Люканида, или Война
рогачей и усачей», «Веселые сценки из жизни животных», «Авиационная неделя
насекомых» и «Место кинематографического оператора».
Старевич
создал и первые в России рисованные фильмы, в частности «Петух и Пегас»
(1914), в котором изобразил конкурентную борьбу двух кинофирм — братьев Пате
и Ханжонкова.
ПЕРВЫЕ
СОВЕТСКИЕ «МУЛЬТИКИ»
Выпуск
первых советских мультфильмов совпал по времени с началом творческой
деятельности Уолта Диснея. Первые «мультики» «Советские игрушки» и
«Юморески», сделанные в 1924 году режиссером Дзигой Вертовым (1896 — 1954) и
художником А. И. Бушкиным, были политическим мультплакатом-карикатурой.
ПЕРВЫЙ
ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ
«Путевка
в жизнь» — эта картина, снятая Николаем Экком (Н. В. Ивакин, 1902 — 1976), в
1931 году стала самым первым отечественным звуковым фильмом.
ПЕРВЫЙ
ЦВЕТНОЙ ФИЛЬМ
Тот же
Николай Экк в 1936 году снял первый в нашей стране цветной фильм «Груня Корнакова»(«Соловей-Соловушко»),
в котором, кстати, сам сыграл одну из главных ролей — машиниста Андрея.
КИНОПОЕЗД
В 1932
году на рельсы встал «Кинопоезд» — первая и единственная в мире передвижная
киностудия, разместившаяся в поезде. Она была создана по инициативе группы
советских киноработников во главе с режиссером А. И. Медведкиным (род. 1900)
В четырех (позднее пяти) пассажирских и грузовых вагонах были оборудованы
производственные цехи, просмотровый зал, типография и даже... гараж для
студийного автомобиля и многое другое. Кинопоезд совершил 12 рейсов, проехав
по крупнейшим стройкам страны, выпуская и распространяя фильмы, фотогазеты,
плакаты, организуя киносеансы и лекции. «Кинопоезд» снимал различные фильмы:
киножурналы, киноочерки, документальные фильмы, кинофельетоны, комедии,
мультфильмы.
О
возможностях «Кинопоезда» свидетельствовал следующий исторический факт: в
октябре 1932 года, в день пуска Днепрогэса, был снят митинг. Уже вечером
фильм об открытии Днепрогэса был показан его строителям, ночью — в
Днепропетровске, а утром следующего дня — в Москве и других городах.
Кинопоезд
колесил по стране до 1934 года.
САМАЯ
БОЛЬШАЯ КИНОСТУДИЯ
Самая
большая киностудия художественных фильмов в странах СНГ — «Мосфильм»,
основанная в 1924 году. Первый полнометражный художественный фильм, сделанный
на этой киностудии — «На крыльях ввысь» (в январе 1924 года).
22
КАТЮШИ МАСЛОВЫХ
Тамара
Семина в роли Катюши Масловой
Лидером
среди героев отечественной литературы, появившихся на киноэкране, является
Катюша Маслова. В мире в разное время были созданы 22 киноверсии романа Л. Н.
Толстого «Воскресение». Не обошлось и без курьезов. Так, в американском
варианте 1927 года, где Катю играла мексиканская танцовщица Долорес дель Рио,
танец с князем Нехлюдовым, по оценкам современников, был... французским
канканом.
Кстати,
небезынтересно, что и Анну Каренину из одноименного романа великого русского
писателя в свое время воплотили на экране кинозвезды Вивьен Ли и Грета Гарбо
(дважды). А всего известно 16 киновариантов «Анны Карениной».
В
ТИТРАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ
Некоторые
звезды экрана живут... в клетках. Это кинозвезды животного мира. Они
проживают в одной большой звериной «гостинице», которая находится в 120
километрах от Москвы, недалеко от старинного русского города Петушки. Здесь
живут и снимаются в кино волки и медведи, орлы и кабаны и много других птиц и
животных средней полосы России.
На 27
гектарах расположились многочисленные вольеры для животных, съемочные
площадки и другие постройки зообазы киностудии «Центр-научфильм». Создана по
инициативе народного артиста СССР, кинорежиссера А. М. Згуриди в 1947 году.
Именно здесь создаются многие художественные, научно-популярные и
документальные фильмы с участием диких животных.
Очень
сложна и специфична работа дрессировщиков зообазы, которые должны не столько
заставить животное работать, как, например, в цирке, а, наоборот, приручив,
сохранить все повадки зверя, чтобы поведение «актера» было аналогичным
поведению в привычной для него среде обитания.
ПЕРВАЯ
КОММЕРЧЕСКАЯ СТУДИЯ
В конце
1991 года в прессе появилось сообщение о создании первой российской
независимой коммерческой киновидеокомпании. Она основана на частной
инициативе и миллионном кредите, который рискнула взять группа молодых
кинематографистов во главе с режиссером И.Солововым. Первенцы новой компании
— фильмы «Глухомань», «Караван смерти» с участием таких известных актеров,
как А. Панкратов-Черный, В. Павлов, Б. Хмельницкий, Е. Проклова, В. Конкин.
Созданы остросюжетные ленты — «Исполнитель приговора» и «Круиз», ряд
документальных и научно-популярных фильмов.
ПЕРВАЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КИНОШКОЛА
Помимо общегуманитарного
образования в открытой в Москве первой Международной киношколе учащимся
предлагается на выбор целый спектр кинематографических профессий. Детей учат
20-летние педагоги-воспитатели (в большинстве своем студенты ВГИКа), которые
легко находят общий язык с учениками. Есть и лекторы именитые режиссеры,
актеры, профессора различных институтов.
Уникальность
школы в том, что здесь учатся и снимают кино, используя профессиональную
технику. Школе помогают такие авторитетные организации, как Союз
кинематографистов, центр Ролана Быкова, А/О «Киноцентр», где в музее кино
создан специальный лекторий. Несмотря на то что в школе существуют 4 курса и
9 факультетов, формального разделения на классы нет, а постижение мира происходит
в условиях коллективного творчества, проявляющего уникальность каждого
ребенка.
В
ДЕСЯТКЕ ВЫДАЮЩИХСЯ
25
августа 1991 года в картотеку Крымской обсерватории под номером 4022 была
вписана новая планета, которую автор открытия профессор Людмила Черных
пожелала назвать так: «Нонна Мордюкова, киноактриса, народная артистка СССР».
Это могло бы выглядеть личным пристрастием, если бы не одно обстоятельство,
уже 1992 года. Редакционный совет ежегодно издающейся в Лондоне энциклопедии
«Кто есть кто» («Who is who») включил Нонну Мордюкову в десятку самых
выдающихся актрис XX столетия.
В этом
коротком списке она оказалась третьей нашей соотечественницей. Две другие —
Анджапаридзе и Раневская. Яркий самобытный талант народной артистки стал
достоянием мировой культуры. Самая значительная работа Мордюковой — роль
Клавдии Вавиловой в картине «Комиссар», которая в 1989 — 1990 годах с
триумфом прошла по всем фестивальным экранам мира, как произведение
высочайшего искусства.
|