Николай Петрович Тебин
Снижение зависимости энергетики страны от нефти и от какого-либо региона
ее поставок ставится основной задачей обеспечения энергетической безопасности
Японии в документе «2005. Энергия Японии» Министерства экономики и
промышленности Японии. В нем констатируется, что в обеспечении энергией
Япония все еще на 50% зависит от нефти, и при этом 90% ее поступает с
Ближнего Востока.
Доля нефти в энергетическом балансе Японии к мировому нефтяному кризису
1973 года достигла 72%. Кризис показал, сколь опасна подобная зависимость, и
подтолкнул Японию к диверсификации энергоресурсов, к развитию технологий
энергосбережения на всех уровнях и во всех сферах. С 1973 года потребление
нефти на энергетические нужды сократилось на 8%, а поставки энергии за счет
газа увеличились в 13 раз, угля – в 2 раза. Для Японии при незначительных
разведанных запасах газа на своей территории и с учетом географических
условий расчет делается прежде всего на импорт сжиженного природного газа LNG
(liquefied natural gas).
Ставка на сжиженный газ
Поставки LNG в Японию начались еще с 1969 года, но это была скорее
отработка технологических процессов в расчете на перспективу. В 1972 году,
последнем году перед нефтяным кризисом, на LNG приходилось всего 0,38% от
общего потребления энергии в стране, в 1980 году уже 6,4%, и лишь в 1990 году
LNG преодолел 10% рубеж в общем энергетическом балансе страны.
В последние 15 лет поставки LNG в страну осуществлялись по долгосрочным
контрактам и были стабильными в объемах около 55 млн. тонн в год. Около трети
этих объемов поступало из Индонезии, Малайзии, Австралии. До середины 1990-х
годов добываемый в этих странах газ направлялся в основном в Японию. Однако с
ростом цен на сырую нефть уже при цене нефти в 25 долл. за баррель
потребителям во многих странах стало более выгодным переходить на газ,
расширять импорт LNG.
В японской печати отмечается, что Китай, Индия и США быстро развивают
инфраструктуру для приема LNG. Эта тенденция усиливается из-за необходимости
для присоединившихся к Киотскому протоколу стран учитывать экологический
фактор при выборе характера топлива, например для тепловых электростанций.
Газ более экологичен в сравнении с другими видами топлива. Считается, что
спрос на LNG будет расти, а с ним и трудности с заключением обеспечивающих
стабильность долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей, в том числе
и LNG.
Из Индонезии по таким контрактам шести японских энергетических корпораций
с индонезийской государственной нефтегазовой корпорацией ежегодно
поставляется в общей сложности 14,54 млн. тонн LNG. Однако контракты
заканчиваются в 2010–2011 годах, а на переговорах по их продлению, которые
ведутся с начала 2006 года, возникли проблемы. При этом на второй план
отступало то, что импортная цена LNG в Японии всего за пять лет с 2001 года
по настоящее время увеличилась в два раза – с 250 до 500 долл. за тонну. На
первый план на японо-индонезийских переговорах выступили объемы поставок.
Японская сторона рассчитывала договориться о получении хотя бы 12 млн. тонн
LNG в год, но индонезийцы утверждают, что из-за роста внутреннего спроса на
газ в стране и устаревшего оборудования трудно обеспечить прежние объемы
поставок газа на экспорт, гарантировать Индонезия может лишь половину этого
объема. По всей вероятности, во втором десятилетии текущего века из Индонезии
в Японию будет поставляться всего 6 млн. тонн LNG, а это меньше 10% от 58
млн. тонн импортированных Японией в 2005 году объемов LNG. В стратегии
обеспечения страны газом внимание обращено прежде всего на такое звено, как
его транспортировка. Пока наиболее эффективным является перевозка LNG. Однако
для перевода газа в жидкое состояние необходимо охлаждать его до минус 162
градусов по Цельсию. Поэтому для транспортировки LNG нужно сложное
оборудование по его производству и хранению, специальные танкеры и такое же
по сложности оборудование в портах разгрузки.
Новые технологии
Сократить транспортные расходы можно за счет изменения технологий. С этой
целью под эгидой правительства Японии начата проработка возможностей
перевозки морскими путями природного газа в твердом состоянии или NGH (natural
gas hydrate). NGH выглядит как лед, получается из смеси природного газа и
воды под большим давлением. Разновидностью NGH является метан-гидрат, который
часто называют «горючим льдом». NGH переходит в твердое состояние при
температуре минус 20 градусов по Цельсию. Поскольку требуемая для хранения и
транспортировки NGH температура много ближе к природной, чем в случае с LNG,
то и оборудование для получения NGH, и специальные суда для его перевозки
менее дорогие, чем для транспортировки LNG. Считается, что в сравнении с LNG
первоначальные инвестиции при организации регулярных линий доставки газа в
виде NGH можно сократить по крайней мере вполовину.
Япония считается лидером в исследованиях NGH. Важным преимуществом NGH
является то, что становится рентабельным его доставка с месторождений в
странах Юго-Восточной Азии с небольшим и средним дебитом. Многие из таких
месторождений в настоящее время не разрабатываются, поскольку нерентабельно
прокладывать от них трубопроводы к крупным заводам по получению LNG. У Японии
хорошие перспективы довести работы с NGH до коммерческого уровня и много
раньше других стран начать разработку таких месторождений. Уже к 2008 году,
сообщают японские газеты со ссылкой на правительственные круги, могут
начаться коммерческие поставки NGH в Японию из стран ЮВА. Осуществление
проекта существенно увеличит возможности Японии в конкурентной борьбе за
энергетические ресурсы с Китаем, Индией и другими странами региона.
По подсчетам экономистов, при сравнении NGH с LNG по показателю
«стоимость–эффективность» перевозки газа с использованием технологий NGH
более выгодны при маршрутах до 6000 км. Поэтому правительство Японии
надеется, что NGH будет использоваться при освоении средних и малых
месторождений природного газа в Индонезии, Брунее и других странах ЮВА. В то
же время технологии LNG оказываются более предпочтительными при
транспортировке больших объемов газа на большие расстояния.
В настоящее время несколько ведущих японских судостроительных компаний, а
также Национальный институт морских исследований уже прорабатывают проекты
специальных танкеров для транспортировки NGH.
|