«Знак вопроса» 2/92
Жизнь, смерть, бессмертие?...
БАЛАНДИН Рудольф
Константинович
Царство
мертвых и мир живых
Закон
сохранения духовной энергии?
Трудно свыкнуться
с мыслью, что столь тонко организованное, сложно чувствующее, разумное и
красивое существо, как человек, отбыв на Земле некоторый срок, напрочь
исчезает, растворяясь в окружающем мире без следа. Что можно противопоставить
с научной позиции подобному выводу?
На этот
вопрос попытался ответить В.М.Бехтерев в работе «Бессмертие человеческой
личности как научная проблема». Ход его рассуждений был такой.
Тело
умершего человека разлагается и прекращает свое существование — это бесспорный
факт. Атомы и молекулы, слагавшие его организм, переходят в новые состояния,
вступают в новые соединения. Материя, можно сказать, полностью преобразуется.
А что происходит с энергией?
В
природе действует закон сохранения энергии, не имеющий исключений. Энергия не
возникает и не исчезает, лишь переходит из одной формы в другую. Это
распространяется и на явления нервно-психической деятельности. «Этот закон по
отношению к данному предмету, — пишет Бехтерев, — может быть выражен так: ни
одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами
или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно».
Человек
живет среди людей, и его духовному воздействию в той или другой мере
подвержены многие окружающие, а они, в свою очередь, оказывают влияние на
него. Таким образом нервно-психическая энергия организуется в форме
обобщенной социальной «сверхличности». Она живет задолго до рождения данного
конкретного человека и продолжает жить после его смерти. Человек передает ей
свою нервно-психическую энергию. В этом проявляется его социальное
бессмертие.
«Речь
идет не о бессмертии индивидуальной человеческой личности в ее целом, —
уточняет Бехтерев, — которая при наступлении смерти прекращает свое
существование как личность", как особь, как индивид... а о социальном
бессмертии ввиду неуничтожаемоести той нервно-психической энергии, которая
составляет основу человеческой личности...»
Иначе
говоря, продолжает он, «речь идет о бессмертии духа, который в течение всей
индивидуальной жизни путем взаимовлияния как бы переходит в тысячи окружающих
человеческих личностей». А создавая духовные ценности и воплощая свою
творческую энергию в материальные объекты, человек приобретает возможность
воздействовать на многие грядущие поколения.
«Поэтому
понятие о загробной жизни, — пишет Бехтерев, — в научном смысле должно быть
сведено, в сущности, к понятию о продолжении человеческой личности за
пределами ее индивидуальной жизни в форме участия в совершенствовании
человека вообще и создания духовной общечеловеческой личности, в которой
живет непременно частица каждой отдельной личности, хотя бы уже и ушедшей из
настоящего мира и живет не умирая, а лишь претворяясь, в духовной жизни
человечества».
Мысль
ученого не останавливается на этом. По его мнению, «если человеческая
личность бессмертна и остается жить в будущем, как частица духовной
общечеловеческой культуры, то она же живет и в прошедшем, ибо она есть прямой
продукт прошлого, продукт всего того, что она восприняла из прошлой общечеловеческой
культуры путем преемственности и унаследования».
Возникает
интересный и неожиданный образ «сгущения» и «рассеивания» личности. Некоторую
аналогию этому можно усмотреть в формировании и растворении кристалла или
росте и разложении тела. И в том и в другом случае происходят не только
вещественно-материальные, но и энергетические явления. Более того, когда
Бехтерев говорит о духовной культуре, то имеет в виду, говоря современным
языком, информацию. Это действительно нематериальная субстанция в отличие от
вещества и энергии. Но она от них не--отделима как от своих носителей.
Информация вырабатывается, передается, воспринимается, теряется в результате
материальных процессов.
Иначе
говоря, духовная культура есть сумма информации, накопленной предыдущими
поколениями: В такой формулировке теряется мистический смысл, который можно
подозревать в любых проявлениях духовности. И становится ясно, что
материальные носители информации — книги, скульптуры, архитектурные
сооружения, картины... — сами по себе остаются косными продуктами творчества.
Скажем,
старая кинолента сохраняет живой облик давно умершего артиста, продолжающего
активно воздействовать на публику, пробуждая в них эмоции, мысли. Однако
из-за этого нет никаких оснований считать киносеанса ритуальным актом
вызывания бессмертного духа. И если так происходит в случае, когда появляется
зримый образ, максимально подобный живому человеку, то что же тогда говорить
о наскальных рисунках людей каменного века или египетских пирамидах?
Спору
нет, каждый человек с малолетства впитывает из окружающей среды информацию,
осваивает ее и на этой основе осуществляет свою деятельность. Только вот
вырабатываемая им энергия почти вся рассеивается. А те относительные
крохи,
которые воплощаются в продукты труда, вряд ли допустимо связывать с
бессмертием души....
Растворенная
в воде поваренная соль — это вовсе не кристалл галита — поваренной соли.
Атомы золота, рассеянные в водах Мирового океана, — вовсе не золотой
самородок. Солнечные лучи и минеральные вещества совершенно не схожи с
деревом, которое они рождают.
Что из
этого следует? Наиболее очевидный, хотя и не бесспорный вывод:
нервно-психическая энергия и информация, рассеянные в окружающей среде, не
имеют никакого сходства, родства с человеческой личностью.
В таком
случае если и существует закон сохранения нервно-психической энергии, если
даже можно утверждать (что весьма сомнительно), будто она (а не просто
энергия) вечна, то и тогда нет веских оснований делать из этого вывод о
бессмертии души.
В.М.Бехтерев,
по-видимому, это хорошо понимал, подчеркивая, что имеет в виду социальное
бессмертие, а не личное. Он. предполагал, что человек нравственно возвысится
и духовно очистится, осознав свою сопричастность всему роду человеческому,
интеллектуальным достижениям прошлых и. будущих поколений:
«Ответственность
за свои поступки и действия является совершенно естественной, если каждый
поступок, каждый шаг, каждое слово, каждый жест, каждое мимическое движение и
даже каждый произнесенный человеком звук не остаются бесследными, а так или
иначе отражаются на других, претворяясь здесь в новые формы воздействия на
внешний мир и передаваясь путем социальной преемственности будущим поколениям
человечества.
А если
это так, то для всякой человеческой личности возникает и необходимость
нравственного совершенствования в течение жизни».
Увы,"'какими
бы верными ни были рассуждения ученого, последний заключительный вывод
вызывает серьезные сомнения. Логическими посылами, и назиданиями не принудишь
человеческую личность к нравственному совершенствованию. К этой цели
направлена, в сущности, вся духовная культура. А^весомых результатов,
всеобщего нравственного прогресса не ощущается.
Но как
такой прогресс мог бы осуществиться при условии неукоснительного соблюдения
закона сохранения нервно-психической энергии? Он предполагает при увеличении
концентрации этой энергии в одном месте соответственно уменьшение в другом.
Иначе баланс не сойдется! Следовательно, прогресс должен бы сопровождаться
равновеликим регрессом.
' В
какой-то мере, пожалуй, так и происходит в истории человечества. То, что мы
называем научно-техническим или социальным прогрессом, осуществляется с
огромным уроном для общества: духовным обнищанием личности, массовыми
репрессиями, кровопролитнейшими войнами и т.д., а еще более — для окружающей
природы. Достаточно взглянуть на состояние нашей планеты (биосферы),
освоенной человеком. Отдельные «благополучные» регионы выглядят редкими
оазисами на фоне обширнейших территорий, где природа резко обеднена,
загрязнена, опустынена, да и духовная культура находится в таком же
бедственном положении.
Спору
нет, идет накопление информации. В этом отношении прогресс очевиден. Но
только в суммарном выражении, как общее количество накопленных книг, статей,
фактов, произведений искусства, открытых законов природы... Однако подобные
массивы информации лишь в своей ничтожной части доступны для освоения
конкретной личностью. А ведь духовная культура оживает лишь в том случае,
если становится достоянием личности, воплощается в сознании, поступках,
творчестве человека. Не реализованная в живом человеке духовная культура
мертва.
И
все-таки создается впечатление, что, следуя по пути, который проторяет мысль
Бехтерева, есть надежда вырваться из замкнутого круга идей, постоянно
возвращающих нас к признанию господства в мире смерти, а не жизни.
Для
начала попытаемся отрешиться от привычки, обращаясь к науке, уповать трлько
на
знания — доказанные и утвержденные, как будто нет уже надежды на неожиданные
прозрения
научной мысли, открывающей новые области познания. Показательно, что
Бехтерев
это и имел в виду:
«Все
вообще превращения материи и>ли вещества и вообще все формы движения, не
исключая и движения нервного тока, представляют собою не что иное, как
проявление мировой энергии, непознаваемой в своей сущности...» И хотя ссылка
на нечто принципиально непознаваемое признает этот объект недоступным
научному познанию, это не исключает хотя бы частичного проникновения в тайну.
Оглавление:
К читателю
О смысле смерти
Биологическая вечность жизни
Начало жизни
«Два синтеза Космоса»
Живое из мертвого или мертвое из живого?
Плата за совершенство?
Человек древней кристалла
Царство мертвых и мир живых
Обреченные мятежники
Вечное мгновение
Бессмертная душа
Смертная душа
Преодоление безысходности
Закон сохранения духовной энергии?
За пределы бытия?
От целого — к части
Живое от живого, разумное от разумного
Достоин вечного покоя...
|