«Знак вопроса» 2/92
Жизнь, смерть, бессмертие?...
БАЛАНДИН Рудольф
Константинович
Царство
мертвых и мир живых
Смертная
душа
Кажутся
кощунственными и циничными рассуждения о выгоде веры в бессмертие души. Вроде
бы соединяется низменное — выгода и возвышенное — вера и душа. Однако не
следует закрывать глаза на реальность. В действительности слишком часто
соседствуют и даже соединяются в мыслях, а то и много хуже — в поступках
одного и того же человека две эти категории.
Возникает
сквернейший вид лжи: по отношению к самому себе, к совести, к Богу. Xaнжество
и лицемерие. И прежде эти качества имели немалое распространение. А ныне в
нашей стране многие граждане, быстренько перестроив свои убеждения,
обратились к церкви с тем же порывом, с которым прежде обращались в
атеистические партийные органы, даже с Всевышним и Всеведающим общаясь как с
высоким партийным начальством: говоря одно, думая другое, делая третье.
Что тут
поделаешь, ложь слишком укоренилась в нашем изувеченном обществе, и чем выше
поднимаешься по этажам власти, тем извращеннее и уродливее формы этой лжи.
Впрочем, владельцам неправедно нажитых капиталов тоже приходится расплачиваться
за материальные блага духовными ценностями.
На
подобном фоне торжествующего криводушия особенно светло и ярко выделяются
такие чистые и "благородные люди, как патриарх Тихон, отец Павел
Флоренский, Махатма Ганди... Все они верили в бессмертие души. А
противостояли их доброй силе революционеры, атеисты, искатели земных плотских
благ и утех, отвергающие бессмертие души... Короче, все те, которых
Достоевский относил в разряд бесов.
Как
будто очевидный житейский опыт подтверждает верность и благотворность
ориентиров, предлагаемых великими мировыми религиями, в частности, веры в
загробное бытие души человеческой. Вне того, насколько оправдана с научных
позиций эта вера, она, бесспорно, помогает достойнее жить и спокойнее
умереть. А уж там будь что будет!
Откровенно
говоря, в таком случае дело свелось бы именно к выгоде, удобству. Это будет
означать отказ от поисков истины — святого божественного дара человеку! —
ради выгодного... лицемерия или суеверия, пожалуй. Ведь истинная вера предполагает
беспощадную правду, абсолютную искренность.
Итак,
приглядимся более внимательно и беспристрастно к фактам, (философы с
древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность и
бессмертие ду-шуу, тут каждый из нас имеет возможность подобрать аргументы по
своему усмотрению.) Они свидетельствуют о том, что благороднейшие поступки
нередко совершаются теми, кто не верит в вечную душу и даже в Бога.
Вспомним
революционера-анархиста, великого ученого князя П.А.Кропоткина. Во имя идеалов
свободы, равенства и братства он отказался от всех своих немалых привилегий,
от блестящей придворной карьеры, богатства и даже от профессиональной научной
работы. Профессиональных революционеров, презирающих труд, он считал, говоря
современным языком, демагогами-тунеядцами, жаждущими личной власти. Не веря в
Бога, он всегда был устремлен к высочайшим нравственным ориентирам.
А
Джордано Бруно? Его пример не менее поучителен. Многих просвещенных
современников он потряс прежде всего тем, что принял казнь, не веря в
бессмертие души. Он имел возможность хотя бы притворно раскаяться и тем самым
продлить свою единственную и неповторимую жизнь. Что мешало ему так
поступить? Если нет загробной жизни, значит, в этом мире человеку дозволено
все, и не будет он после смерти держать ответ за свой грех лживого покаяния
перед Богом!
Те, кто
удивлялись мужеству Джордано Бруно перед лицом смерти, по-видимому, верили
именно в выгоду", которую предоставляет вера в бессмертие души. А те,
кто приговорили его к сожжению на костре, — кардиналы* епископы, великие
инквизиторы, "4 тем самым нарушили священные, заповеди пророка Моисея:
не убий! и Иисуса Христа: возлюби ближнего, как самого себя, и не отвечай
злом даже в ответ на зло. Как могли они решиться попрать основы учения Христа?
Истинно веруя в неизбежность ответа перед Господом за свои прегрешения (а все
они грешили всласть!) и угрозу вечных адских мучений, они должны были
милосердно простить Бруно его «заблуждения» и проступки.
Выходит,
Бруно верил в высокие идеалы добра, справедливости, человеческого
достоинства, правды, не побоявшись отдать за них свою жизнь. А его набожные
судьи (помните заповедь: не судите, да не судимы будете!) были насквозь
пропитаны лицемерием. Справедливо отметил И.Кеплер: «Бруно мужественно перенес
смерть, доказывая суетность всех религий. Бога он превратил в мир...»
Что же
вдохновило Бруно на подвиг веры? (Не имея веры, можно ли решиться на
мученическую смерть?) Ведь он предопределял человечеству не всеобщее
благоденствие, а тяжкие времена: «Явятся новая правда, новые законы, не
останется ничего святого, ничего религиозного, не раздается ни одного слова,
достойного неба и небожителей. Одни только ангелы погибели пребудут и,
смешавшись с людьми, толкнут несчастных на дерзость, ко всякому злу, якобы к
справедливости, и дадут тем самым предлог для войн, для грабительства,
обмана... И то будет старость и безверие мира!..»
И в то
же время, по его мнению, все это можно будет пережить как тяжелую болезнь.
Людям предстоит самим решать свою судьбу. Нам противостоит не Вселенная —
противостоим мы сами, наши низкие помыслы, столь жалкие и пошлые перед
неизбежностью смерти каждого. Лишь борьба и преодоление даруют счастье
победы. Достигнув умения жить прошлым и будущим, человек приобщается к
бессмертию и вечной красоте мира.
По его
словам: «Кого увлекает величие его дела, не чувствует ужаса смерти».
Можно
посчитать примеры Кропоткина и Бруно редкими исключениями. Однако такое
мнение выглядит неубедительным. Уже одно то, что вера в смертность души
кому-то не мешает или даже помогает жить и умереть достойно, доказывает ее
плодотворность. Значит, есть люди — из лучших представителей рода
человеческого! — способные преодолеть страх перед смертью и творить добро,
мысль, красоту, совершать благородные деяния не под угрозой загробной кары, а
по велению сердца, совести.
Вообще,
как мне представляется,, не следует рассчитывать в вопросе о смертности или
бессмертии души найти единственно верный ответ для всех времен, народов,
типов личности. Каждый выбирает эту веру по складу души, по уровню разума.
В любом
случае, как бы мы ни решили для себя этот роковой вопрос, остается
непоколебимой главная истина: наша земная бренная жизнь непременно завершится
рано или поздно смертью — разобщением души и тела. Тело распадется на
составные части, исчезнет. А душа... Что произойдет с ней, никому знать не
дано. Можно только догадываться, фантазировать, верить. Не исключен даже
такой вариант: каждому воздастся по его вере и по земным деяниям. Одним —
вечные муки, другим — блаженство, третьим — небытие, вечный покой. И как
знать, не последний ли вариант наилучший?
Одно
ясно: прежнее единство души и тела не восстановится никогда.
Оглавление:
К читателю
О смысле смерти
Биологическая вечность жизни
Начало жизни
«Два синтеза Космоса»
Живое из мертвого или мертвое из живого?
Плата за совершенство?
Человек древней кристалла
Царство мертвых и мир живых
Обреченные мятежники
Вечное мгновение
Бессмертная душа
Смертная душа
Преодоление безысходности
Закон сохранения духовной энергии?
За пределы бытия?
От целого — к части
Живое от живого, разумное от разумного
Достоин вечного покоя...
|