«Знак вопроса» 2/92
Жизнь, смерть, бессмертие?...
БАЛАНДИН Рудольф
Константинович
За
пределы бытия?
От
целого — к части
Обратимся
к работе биолога и философа В.П.Карпова «Основные черты органического
понимания природы». Он не подменял мироздание физико-математическими
моделями, схемами, а признавал его вслед за Платоном и его последователями
единым и непостижимо сложным организмом: «Эволюция доступной нашему взору
природы является результатом вечно усыновляющейся и нарушаемой гармонии
миллионов жизней, иначе говоря, частью стихийного мирового процесса...
В каком
направлении движется мировой процесс, по какому закону совершается эволюция
вселенского организма — вероятно, навсегда пребудет для нас тайной. Для
решения этого вопроса слишком мало данных; остаются гипотезы, более или менее
остроумные».
Благодаря
постоянному обмену веществ все содержащиеся в организме химические соединения
и атомы более или менее недавно находились в разных местах окружающей
природы; нет ни одной частички, составляющей неотъемлемую принадлежность
организма. Существует некая сила, соединяющая их в определенную, строго
обозначенную форму, причем динамичную, гибкую, нацеленную на самосохранение.
«Так
как принципиального различия между естественными индивидуумами различных
видов не существует и каждый из них состоит из материи и формы, — пишет
Карпов (добавим еще энергию. — Р.Б.), — мы должны признать душу в каждом из
них... В природе существуют организации самой различной сложности, их
сопровождают, вероятно, всевозможные ступени самосознания, и трудно верится,
что наш человеческий интеллект является последним звеном в этой цепи».
То, что
мы называем живым организмом, — растение, животное— в свою очередь является
частью несравненно более крупного и сложно организованного целого. И это
объемлющее целое следует, по-видимому, считать одухотворенным, живым. По
словам Карпова, «животные, растения, облака являются частью нашей планеты,
главными органами ее обмена веществ... Земля, в свою очередь; является
составной частью Солнечной системы, необыкновенно сложного и тонкого?
организма; последняя сама входит в состав Млечного Пути и т.д.. Если мы не
имеем никакой возможности очертить пределы вселенной, мы должны тем не менее
признать ее организованным целым...
Если
это так, мы можем замкнуть цепь явлений природы и связать происхождение
наиболее простых естественных индивидуумов данной эпохи с мировым целым».
В наше
время стало общепринятым: организмы, включая человека,— часть биосферы. Но
живые чувствующие создания не могут быть частями неживой бесчувственной
механической системы. Ведь они объединены с окружающей средой обменом
веществ, энергии, информации. Правда, может возникнуть недоумение. Если Земля
— часть Солнечной системы, то не следует ли тогда последнюю считать живым
организмом?
Совокупность
звезды и планет — механическая система. Примерно так же, как совокупность
атомов, составляющих молекулу. Но эта молекула, являясь частью организма и
участвуя в жизнедеятельности, сама по себе неживая (хотя и не мертвая,
конечно). Она — вне жизни, вернее, пассивная частичка живого или косного
тела.
Вот и
Солнечная система не витает в Космосе сама по себе, а входит в Галактику,
миллиарды звезд и планет которой образуют нечто «организмоподобное». Жизнь
галактик сложна и многообразна. С ядрами некоторых из них происходят странные
процессы, напоминающие деление клетки (или радиоактивный распад атома?).
Другие галактики, по-видимому, сливаются или как-то иначе взаимодействуют.-
Возможно,
продолжительность жизни галактик превышает человеческий век во столько же
раз, во сколько галактики по размерам больше человека. Не исключено, что
среди них имеются «одноклеточные» простейшие формы и галактические
ассоциации, напоминающие многоклеточные организмы.
Продолжая
наши рассуждения, можно предположить нечто объединяющее все эти галактические
тела воедино — Биосферу Вселенной.
Сразу
надо оговориться: подобные взгляды трудно совместить с признанной ныне
теорией (гипотезой — так точнее) «большого взрыва». И время для Вселенной она
отмеряет чрезвычайно скупо: всего 15 — 20 миллиардолетий. Такой срок едва ли
достаточен для нормальной жизни одной простейшей галактики или даже одной
звездной системы. (Величина в 15 — 20 млрд. раз больше человека ничтожна по
космическим масштабам.)
Пришлось
бы, отказываясь от теории «большого взрыва», пересмотреть многие современные
представления о тончайшей структуре вещества. Быть может, так произойдет в
результате дальнейшей разработки гипотезы кварков й эволюции космического
вакуума.
Последнее
особенно важно. С этой загадочной субстанцией — которую подчас отождествляют
с океаном энергии, не обретшей привычных для нас форм окружающего материального
мира, — есть.некоторое основание связывать... как знать, не бессмертие ли
души? существование потустороннего мира? проявления информации и психической
энергии?
В
древнейших мифах общее преобладает над частным, синтез — над анализом, живое
— над мертвым. Почти два с половиной тысячелетия назад этот принцип нашел
логичное воплощение в философии Платона. По его представлениям, Творец —
высший Разум Вселенной — устроил мир наподобие живого организма.
«Что же
это за живое существо, по образцу которого устроитель устроил космос? —
спрашивал Платон. — Мы не должны унижать космос, полагая, что дело идет о
существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не
может быть прекрасным. Но помыслим такое (живое существо), которое объемлет все
остальное живое по особям и родам как свои части, решим, что оно-то и было
тем образцом, которому более всего уподобляется Космос: ведь как оно вмещает
в себя умопостигаемые живые существа, так Космос дает в себе место нам и всем
прочим видимым существам. Ведь Бог, пожелавши возможно более уподобить мир
прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его
как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе
живые существа в себе самом».
По
сути, эти рассуждения могут быть выражены короткой словесной формулой, давним
афоризмом: человек — микрокосм. В библейском варианте: человек — образ и
подобие Бога. Не пытаясь отыскивать неопровержимые научные доказательства,
свободно философствуя, невольно склоняешься к таким выводам.
Человек
не возник на свете невесть как, игрой слепого случая. Он сотворен...
биосферой, природой, Космосом, Богом — важны не понятия или образы, а сам
факт существования творящего Нечто. И если идти от естественной аналогии с
человеком-творцом, следует признать, что любое творение воплощает в себе —
пусть частично, неполно — качества творца. Так, в наше время созданы
механические подобия живых организмов и даже технические интеллектуальные
системы — компьютеры.
В таком
случае нечто, если угодно — творящая Природа, частными' творениями которого
явились живые организмы, включая человека разумного, необходимо обладает
свойствами живого разумного организма. Более того: сверхразумного
сверхорганизма (с человеческой точки зрения), всеми своими качествами
превосходящего любую свою частность, в том числе и каждого из нас и всех нас
вместе. Подобным образом отдельный тейрон нашего головного мозга и всю их
совокупность никак нельзя признать более «живыми» и «разумными», чем весь
организм, их включающий.
В
системе идеализма благодаря гению Платона обычны рассуждения от общего к
частному. Например, Шеллинг считал: «Мир есть организация, а всеобщий
организм сам условие (и тем самым положительное) механизма». «Не вещи суть начала
организма, а наоборот, организм есть начало вещей». Понятно, что в организме,
лишенном сознания, не могут возникнуть группы клеток, обладающие сознанием.
Откуда бы взяться этому новому качеству?
Каждый
человек не только живет и умирает, но и творит сам за себя. Хотя при этом он
остается малой частью человечества, которое, в свою очередь, малая часть
земной биосферы. Только биосфера может считаться единым обособленным
индивидуальным организмом. А дальше, расширяя охват реальности, можно считать
цельным организмом галактику или совокупность галактик, а еще шире —
Вселенную. Следуя принятому нами правилу идти от общего к частному, повторим
вслед за К.Э.Циолковским:
«Все
порождено Вселенной. Она — начало всех вещей, от нее все зависит. Человек или
другие высшие существа и его воля есть только проявления воли Вселенной. Ни
одно существо не может проявить абсолютной воли... Мы говорим: все от нас
зависит, но ведь мы сами создание Вселенной. Поэтому вернее думать и
говорить, что все зависит от Вселенной... Если нам и удается исполнить свою
волю, то только потому, что нам это позволила Вселенная... Ни один атом
Вселенной не избегнет ощущений высшей разумной жизни».
Оглавление:
К читателю
О смысле смерти
Биологическая вечность жизни
Начало жизни
«Два синтеза Космоса»
Живое из мертвого или мертвое из живого?
Плата за совершенство?
Человек древней кристалла
Царство мертвых и мир живых
Обреченные мятежники
Вечное мгновение
Бессмертная душа
Смертная душа
Преодоление безысходности
Закон сохранения духовной энергии?
За пределы бытия?
От целого — к части
Живое от живого, разумное от разумного
Достоин вечного покоя...
|