Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО
ЦИКЛА.
1. О путешествии Иоанна на бесе
в Иерусалим-град.
В 1436
году в церкви Усекновения главы, в новгородском Детинце, упавший сверху
камень пробил "велию скважину", в которой обнаружилось нетленное
тело неизвестного святого. Оповестили новгородского архиепископа Евфимия II,
известного своей любовью к родному городу и новгородским древностям. Он вел
громадное строительство храмов и желал прославления новгородских святых.
Убедившись
в нетленности мощей, Евфимий начал молить Бога: "да явит имя, кто
есть". В ту же ночь "явился" Евфимию архиепископ Иоанн,
"открылся", что мощи принадлежат ему, и "велел"
праздновать себя каждое 4 октября.
Открытие
мощей Иоанна было глубоко продуманным политическим ходом Евфимия. Иоанн -
первый официальный новгородский архиепископ - занимал владычный престол в
течение двадцати одного года с 1165 по 1186 год. Он был известен в Новгороде
как владыка, при котором в 1169 году произошло "чудесное" спасение
города от подступивших к нему войск северо-восточных княжеств во главе с
князем Суздальским Андреем Боголюбским. Это позволяло новгородцам видеть в
Иоанне своего рода "защитника" независимости Новгорода от врагов.
Из
цикла легенд и преданий, связанных с архиепископом Иоанном ( а их
насчитывается свыше 150) наиболее популярной является легенда о путешествии
Иоанна на бесе в город Иерусалим. В ней много бытовых, натуралистических
подробностей, ярко рисующих жизнь и атмосферу Новгорода в старину.
Подражая
древним аскетам, Иоанн изнурял себя молитвой и постом, презирая неудобства и
томления, которые претерпевал. Бес, который, как известно, всегда старается
отвлечь от молитвы благочестивых тружеников, делал ему разные помехи. Был у
владыки круглый медный сосуд, висевший на цепи, который служил для него
умывальником.
Однажды,
когда Иоанн ночью стоял на молитве, бес вошел в сосуд и начал плескаться
водою, чтобы прервать молитву старца праведного. Иоанн уразумел бесовские
козни, подошел и осенил сосуд крестным знамением. Бесу некуда было выскочить,
и он начал вопить: "О горе мне лютое! Огонь палит меня, не могу вынести,
поскорее освободи меня, праведник божий!" - Святой вопросил: "Кто
ты таков и как сюда попал?" - Дьявол ответил: "Я - бес лукавый, пришел,
чтобы смутить тебя. Ведь надеялся я, что ты, как обычный человек, устрашишься
и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И
вот как огнем палим я нестерпимо, горе мне, окаянному! Отпусти меня теперь,
раб божий, а я больше никогда не приду сюда!"
- Тогда
Иоанн потребовал: "За дерзость твою повелеваю тебе этой же ночью донести
меня из Новгорода в Иерусалим - град к церкви, где гроб Господен, и в эту же
ночь обратно в келию мою, в которую ты смел войти. Тогда я выпущу тебя."
Бес
клятвенно обещал выполнить приказ Иоанна, изошел тьмою из сосуда и,
обернувшись конем, встал перед кельею святого. Иоанн, выйдя из кельи,
перекрестился, сел на коня и очутился той же ночью в Иерусалим - граде, около
церкви святого Воскресения. Беса он заклял, чтобы не сошел с места.
Подошел
Иоанн к дверям церковным, преклонил колени, помолился. И сами собой открылись
двери церковные, а свечи и паникадила сами зажглись. Святой прослезился,
поклонился гробу Господню и всем святым иконам. Когда он вышел из церкви, то
двери снова сами затворились. И нашел Иоанн беса на том же месте, где
повелел, сел на него и оказался той же ночью в Новгороде, в своей келье.
Когда
же бес уходил, то сказал: "Иоанн! заставил ты меня в одну ночь донести
тебя из Великого Новгорода в Иерусалим - град и в ту же ночь обратно. Ведь
заклятием твоим, как цепями, был я крепко связан и с трудом это все претерпел.
Ты же не рассказывай никому о случившемся со мной. Если расскажешь, то я тебя
оклевещу. Будешь тогда как блудник осужден, и сильно надругаются над тобою, и
на плот тебя посадят, и пустят по реке Волхову." Так пустословил
лукавый, святой же совершил знамение, и бес исчез.
И
случилось так, что Иоанн, несколько времени спустя, не выдержал и в духовной
беседе с игуменами и мужами новгородскими похвастался, что он знает человека,
который за одну ночь успел побывать из Новгорода в Иерусалим - граде и
вернулся обратно в Новгород. Удивились и отнеслись недоверчиво к словам
святителя слушавшие его. И с того времени бес стал наводить на Иоанна
"искушение" и всякую ложь. Горожане неоднократно видели выходящую
из кельи святого блудницу, в самой келье находили женскую одежду, сандалии,
монисто. Все это возбуждало недоверие к нему. И решили новгородцы изгнать
владыку. Когда толпа собралась у кельи Иоанна, бес выбежал из нее "во образи
отроковицы". Ее пытались догнать, но безуспешно.
Разгневанная
распутством Иоанна толпа вывела его к Волхову, посадила на плот и пустила
вниз по течению. Однако, к великому изумлению новгородцев, плот поплыл не
вниз, а вверх, к Юрьеву монастырю. А святитель, сидя на плоту, все молился,
говоря: "Господи! Не поставь им во грех, ибо не знают, что творят".
Люди,
убежденные великим чудом в невинности святителя, стали рвать на себе одежды,
побежали за ним, умоляя о прощении. Некоторые из них поспешили в Собор Святой
Софии и повелели духовенству идти крестным ходом вверх по берегу реки к
Юрьеву монастырю. Духовенство пошло с крестами, иконами. Весь Новгород - старые
и малые - выбежал на берег с обеих сторон. Они кричали: "Возвратись,
отче, не оставь сиротами чад своих, не поминай нашего согрешения пред
тобой!" и, опередив святого и духовенство с крестным ходом, шли впереди
всех.
Иоанн
же неспешно плыл на плоту против течения, будто некая сила несла его. Когда
духовенство подошло к тому месту на берегу, где уже собрался народ, начали
все молить святителя, чтобы вернулся на престол.
Иоанн
же, беззлобная душа, послушал их моление и, словно по воздуху паря, приплыл к
берегу и даровал прощение людям. Они же, падая на колени, обливали слезами
ноги его, прикладывались к его ризам.
Радость
была всеобщая и даже виновник всего - бес "посрамися" и "воз-рыдася".
А
святитель Иоанн с крестным ходом пошел в Юрьев монастырь, где его встретили
под колокольный звон, с крестами и иконами. Иоанн вошел в церковь святого
Георгия. Отпели молебен. Так с великою честью возвратился архиепископ Иоанн
на свой престол.
А на
том месте, где плот пристал к берегу, был высечен каменный крест, как
свидетельство преславного чуда и в назидание новгородцам, чтобы впредь не
дерзали сгоряча и необдуманно осуждать и изгонять святителя.
***
Распространенный
в христианских "житиях" мотив о заключенном бесе восходит к
сказанию о власти библейского царя Соломона, запечатавшего бесов в бутылках.
Новгородская летопись отступает от этой традиции, насыщаясь народно -
сказочными мотивами о состязании человека с нечистым, о взаимных их
ухищрениях одолеть друг друга. Ученый Л.А. Дмитриев справедливо отмечает в
"Житии Иоанна Новгородского" красочность, живость изображения
целого ряда ситуаций, местный новгородский колорит. Все это и привело
внимание Пушкина к данному тексту. В результате появилась комическая поэма
"Монах".
Мотив
путешествия героя на бесе был также использован Н.В. Гоголем в повести
"Ночь перед Рождеством".
|