Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ГЛАВА I. ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ОБ
АНТОНИИ РИМЛЯНИНЕ.
1. Пришествие из Рима.
Антоний
- имя греческое, переводится на русский язык несколько мудрено -
"приобретение взамен".
Святых
с таким именем было много, и, наверное, поэтому многих наших предков,
согласно святцам, называли Антониями, а в просторечии Антонами.
Лет 20
назад имя это вдруг вновь оказалось популярным, им охотно называли детей, не
задумываясь о том, какому святому Антонию поручали свое родившееся чадо.
Пожалуй,
из всех святых Антониев у Антония Римлянина жизнь особенно необычна.
Подумайте сами: римлянин и вдруг новгородский чудотворец. Рим и Новгород -
взглянешь на карту, испугаешься, - так далеко они друг от друга, да и вообще,
на первый взгляд, нет между ними ничего общего. Но это на первый взгляд. А
общий - то между Римом и Новгородом как раз он - чудотворец Антоний.
Да,
Родина его Рим. В его "житии" сказано, что Антоний родился в 1067
г. Родители его были людьми благочестивыми, истинными христианами и сына
воспитали также. По смерти их, видя "смущение и раздор" начавшиеся
в Римской церкви, ибо в этот период она как раз разделилась на католическую и
православную, Антоний убоялся "ересей латинства". Он обратил все
свое имущество в золото и церковную утварь, заложил в бочки и бросил в море.
А сам скрылся в пустыню, к монахам, подвизавшимся в труде и молитве. Двадцать
лет пробыл он в пустыне, "тружася, постяся и моляся Богу день и
ночь".
Когда
папа Римский и власти начали гонения на христиан восточного обряда, иноки
разошлись по разным местам.
Антоний
удалился "в непроходимые места" на берег моря, где на большом
камне, не имея другого жилища, он пробыл в посте и молитвах год и два месяца.
Древняя легенда гласит, что в лето 1106 года месяца сентября в 5 день
поднялась небывалая буря, море "всколебася" и готово было как бы
выступить из своих границ. Волны поднимались на берег и одна из них, "напрягшися",
сдвинула камень, на котором стоял преподобный, и унесла его в море. Погруженный
в молитву, Антоний плыл на камне, не испытывая "ни страха, ни скорби, ни
алчбы, ни жажды". "Веселяся душою", с пучком морской травы в
руке, он не различал ни дня, ни ночи, ни пути, по которому плыл. "И от
римские страны шествие его бысть по теплому морю (Средиземному), из него же в
реку Неву. Из Невы в Невое озеро (Ладожское), а из Нева ж озера вверх по реце
Волхову, противу быстрин неизреченных, даже и до Великого Нова -
города".
Камень
пристал к правому берегу Волхова, у сельца Волховского, на том месте, где
ныне стоит монастырь. Это было на рассвете 8 сентября 1106 года, когда в
городе начали звонить к заутрене в праздник Рождества Богородицы. Услышав
звон великий, Антоний пришел в недоумение и испугался, подумав, что камень
принес его к Риму, откуда он ушел. Когда же взошло солнце и настал день, к
Антонию стеклось много народа из жителей сельца. Они с удивлением
расспрашивали пришельца "о имени и отчестве и от коея страны прииде".
Не понимая русского языка, он только кланялся, ничего не отвечая и не сходя с
камня.
На
четвертый день, помолившись Богу "о уведении града и о людях" и
"дабы ему Бог послал такого человека, иже бы ему поведал о граде и о
людях", преподобный пошел в город, где встретил греческого купца,
умевшего говорить "по - римски и по - русски". Купец сам заговорил
с Антонием и поведал ему "вся по ряду глаголя" о Новгороде, церкви
святой Софии, святителе Никите. И еще о том, что от Рима до Новгорода в
полгода с трудом люди добираются, в два же дня проплыть такую долготу пути и
на камне по водам - это непостижимое чудо!"
Слух о
необыкновенном подвижнике на камне у села Волховского, дошел до епископа
Никиты, и он повелел привести к себе Антония. Только после долгих увещеваний
и заклинаний решился Антоний открыть тайну своего при-шествия в Новгород,
умоляя никому до смерти не говорить об этом. Через некоторое время святитель
Никита сам поехал к Антонию "видети камень и место" и, дивясь чуду,
повелел на этом месте воздвигнуть храм Рождества Богородицы и обитель. Никита
приказал посадничьим детям Семену и Прокофию отвести место под монастырь, и
те послушно отмерили земли "на все страны по пятидесяти сажен. Согласно
другому древнему преданию, отсутствующему в "житии", Антоний якобы
купил землю самостоятельно, но из - за недостатка средств лишь столько,
сколько можно было покрыть бычьей шкурой.
После
того, как покупатель и продавцы ударили по рукам, он разрезал шкуру на
ремешки и, связав их, обвел все то место, на котором были потом возведены
монастырские строения.
Еще
одно предание рассказывает нам о том, как через год после прибытия Антония в
Новгород, близ его камня рыболовы однажды всю ночь ловили рыбу и ничего не
могли поймать. Когда они, измучившись, уже вытащили сети на берег и горевали
о безуспешном лове, Антоний, после усердной молитвы, попросил их снова
закинуть сети, предлагая за труд слиток серебра. "Если что поймаете, то
я отдам Пречистой Богородице", сказал он. Закинув сети, рыбаки вытащили
много рыбы и вместе с ней бочку, окованную железными обручами, которую
Антоний признал своей, брошенной в море у берегов Италии, с частью
доставшихся от родителей по наследству богатств. Рыболовы не хотели отдавать
свою находку, и дело было решено только "в судилище", где Антоний
сразу же назвал все предметы, которые находились в бочке, и он получил по
праву свое сокровище, употребленное на покупку земли с селом и рыбными
ловлями для монастыря.
Скончался
Антоний в 1147 г. на 81 - м году жизни, сорок лет "тружася на благо
детей духовных".
|