Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ГЛАВА I. ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ОБ
АНТОНИИ РИМЛЯНИНЕ.
2. Чудеса после смерти.
Тело
преподобного Антония покоилось в земле в храме Рождества Богородицы 450 лет
до 1597 года, когда святые мощи его были обретены и подняты для всеобщего
поклонения.
Согласно
легенде, это событие описывается следующим образом. Вскоре после посещения
Новгорода Иваном Грозным и учиненного им погрома, царь внял "гласу
Божию". Услышав, что Антониев монастырь "вельми запустел", и
нет даже богослужений, Иван Грозный послал для восстановления монашеской
жизни игумена Кирилла, отличавшегося особым благочестием.
В это
время происходит ряд чудесных исцелений, и первое из них - исцеление самого
игумена. Монастырская братия сурово встретила Кирилла, который был
ставленником Москвы, и попыталась отравить его ядом. Но игумен почувствовал
это и прочел молитву преподобному Антонию перед его образом и исцелился.
Спасенный от смерти, пришел Кирилл к камню, на котором Антоний был принесен
по водам из Рима, и с великим удивлением обнаружил , сколь велик он.
Потом
увидел, что написанный на нем образ "сокрушен" от дождя, так как не
покрыт был. Памятуя об Антонии, который избавил его от смерти, соорудил над
камнем гробницу и повелел на камне написать образ, какой был и прежде:
Богородицу с младенцем Христом на руках и Антония, держащего в руке
изображение церкви Рождества Богородицы. Впоследствии игумен, братия и люди
приходили "во все дни" и поклонялись этому образу.
Вскоре
Кирилл нашел в ризнице пучок морской травы, которую Антоний будто бы держал в
руке во время своего удивительного странствия по морским водам. Потом
обнаружилось, что трава чудотворная: когда священник Трифон, который долго
мучился зубной болью, приложил к щеке один стебель, боль как рукой сняло.
Потом последовали и другие чудесные исцеления.
Однажды
ночью, живший при монастыре инок Нифонт, исполнив обычное монашеское моление
преподобному Антонию, имел видение. Ему представилось, что он в монастырской
церкви, что тело преподобного почивает в раке поверх земли, а в голове его
другая рака святителя Никиты, над ними престол, а на нем сам Господь,
окруженный ангелами. Кругом необыкновенный свет и бесчисленное множество
птиц. Об этот видении инок рассказал своему духовному отцу. Монахи были
изумлены этим рассказом и чудесами, происходившими при гробе преподобного
Антония. В один из дней, когда Нифонт, придя на молитву, заглянул в гробницу,
он увидел мощи преподобного, лежащие нетленными. Он тут же сообщил игумену
Кириллу о чуде. Митрополит новгородский Александр получил благословение
патриарха Иова на открытие святых мощей Антония Римлянина. Для поклонения и
исцеления в обитель стали стекаться верующие, а день обретения мощей стал
торжественно праздноваться братией монастыря, новгородским священством и
всеми верующими в первую пятницу после Петрова поста.
***
Временем
создания легенд и преданий о появлении в Новгороде Антония из Рима считается
XII - XIII в.в. Они были призваны показать народу, какая вера истинная:
православная или католическая и укрепить людей в православной вере.
Значительно позже - в конце XVI века - появились легенды о чудодейственных
исцелениях и святых мощах преподобного Антония. В этот же период сложилось и
большинство других новгородских легенд и преданий, связанных с потерей
независимости.
|