Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
IV. КОНЕЦ САМОПРАВСТВА НОВГОРОДСКОГО.
Со
второй половины XV века Москва усилила давление на Новгород, добиваясь его
подчинения великокняжеской власти. Ослабление Новгорода в это время во многом
связано с внутриполитической борьбой. Стержнем политической жизни вечевой
республики в течение столетий было соперничество боярских группировок за
власть в государстве. И в критический для Новгорода момент среди бояр не было
единства. На политической сцене Новгорода появляется литовская партия во
главе с Марфой Борецкой. Соперниками этой партии были сторонники московского
великого князя.
Бояре,
придерживавшиеся московской ориентации, рассчитывали в случае победы Москвы
остаться владельцами своих земель. Но обе боярские партии во главу угла
ставили свои классовые и землевладельческие интересы. Со смертью архиепископа
Ионы, который был горячим патриотом Новгорода, боярская группа, тяготеющая к
Москве, получает перевес. Архиепископом был избран Феофил, человек слабый и
нерешительный, но симпатизирующий московскому князю.
Иван
III, не ожидая от Новгорода ничего хорошего, заключает с Псковом договор о
походе на Новгород. С приближением неизбежной развязки - уничтожением
независимости - в Новгороде все усиливаются мистические настроения,
умножается и делается более жесткой борьба общественных группировок.
Так,
накануне похода Ивана III в 1471 году на Новгород "текли" слезы у
иконы Богородицы в церкви Евфимия и у Николы на Микитинской улице, "выступала"
кровь на гробах новгородских архиепископов. У Хутынского Спаса
"зазвонили" сами собой колокола, буря "сломила " крест на
Святой Софии, а на Федоровой улице "появилась" вода с ветвей и с
вершин топольцев, и это были как будто слезы. Постепенно эти мелкие знамения
превращались в многочисленные и пространные предания и легенды, связанные с
концом самоправства новгородского.
1. Легенда о Спасе
Вседержителе со сжатою рукой.
В
поздние новгородские летописи под 1045 годом вносится легенда о росписи
Собора Святой Софии греческими мастерами. Иконописцы должны были изобразить в
куполе Собора Спаса Вседержителя с благословляющей правой рукой. Спас
Вседержитель (по - гречески Пантократор) - главное изображение в храме, оно
помещается внутри церковного купола и венчает всю церковную роспись. Обычно
это поясная фигура Иисуса Христа в фас с Евангелием в левой руке и с
благословляющей правой рукой. Торжественный и строгий лик Спасителя величаво
смотрит с высоты.
Мастера
из Царьграда начали расписывать купол изнутри в соответствии с каноном и
"написаша образъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со
благословляющею рукою". Но наутро епископ увидел не благословляющую, а
сжатую руку и заставил изографов переписать образ. И снова рука Спасителя
чудесным образом оказалась сжатой.
Трижды
переписывали образ заморские мастера, изображая Иисуса с благословляющей
правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый
день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с
небес голос:
"Писари,
писари, о писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя сжатою
рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя
распространится, тогда будет граду сему скончание..."
К
сожалению, во время Великой Отечественной войны в среднюю главу Софийского
собора попали два артиллерийских снаряда и изображение Пантакратора в куполе
было почти уничтожено. В ходе реставрации 1945 года установили, что образ
Спасителя написан не ранее XVI века, по новому грунту, но повторял старую
роспись. Так что, скорее всего, и легенда о сжатой руке Христа появилась
именно XVI веке, когда и было переписано изображение.
|