Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
IV. КОНЕЦ САМОПРАВСТВА НОВГОРОДСКОГО.
2. Легенда о святом Зосиме и
Марфе Борецкой.
Легенды
о конце новгородской вольницы отразились в "житиях" многих
новгородских святых.
"Житие"
соловецкого святого Зосимы, составленное Досифеем в начале XVI века,
рассказывает, как Зосима отправился в Новгород искать управы. Он пришел
жаловаться на боярских людей, которые не позволяют инокам его соловецкой
обители ловить рыбу. В Новгороде Зосима побывал у архиепископа и бояр, и все
его милостиво приняли кроме Марфы Борецкой - владелицы острова, на котором
жил Зосима. Когда он, хлопоча о своем деле, явился было к ней, она не пустила
его к себе. Тогда преподобный, обратившись к ее дому, сказал:
"Придут
дни, когда живущие во дворе сем не оставят в нем следов своих, и затворятся
двери дома сего, и двор их будет пуст". Однако, по ходатайству архиепископа
Феофила и духовенства, вече согласилось на просьбу Зосимы - подарило остров
монастырю и дало Зосиме грамоту на влияние от всего Великого Новгорода. Тогда
и Марфа одумалась, не стала больше противиться и пригласила преподобного к
себе на пир. Зосима не помянул ее прежней суровости и пришел. Марфа с
почестями приняла его и посадила за столом на почетное место. Вдруг, среди
пира, преподобный задрожал, устремил глаза, исполненные ужаса, на сидевших за
столом шестерых бояр, и заплакал, но не сказал ничего. До конца пира он
ничего не ел, ничего не говорил и был печален. На пиру Марфа попросила у Зосимы
прощения.
После
обеда он поведал одному благочестивому мужу о бывшем ему страшном видении и
сказал: "Шесть бояр, виденных мною на пиру без голов, со временем будут
обезглавлены ". Пророчество Зосимы сбылось: Иван III, заняв Новгород,
велел казнить бояр, которых Зосима видел обезглавленными.
Легенда
не только прославляет святого, но имеет и чисто местное значение: после
уничтожения новгородской независимости жителям острова надо было как - то
оправдать то, что Соловецкий остров был подарен монастырю
"еретичкою" Марфой Борецкой. Этот сюжет нашел свое отражение в
романе Дмитрия Балашова "Марфа Посадница".
|