Содержание:
От составителей
ГЛАВА
I. Легенды и предания об Антонии Римлянине
1. Пришествие из Рима
2. Чудеса после смерти
ГЛАВА
II. Легенды Иоанновского цикла
1. О путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим-град
2. Битва новгородцев с суздальцами
3. Легенда о Щиле
ГЛАВА
III. Обитель Варлаама Хутынского
1. Основание монастыря
2. Дар прозорливости
3. Дар чудотворения
4. "Сказание об умершем отроке"
5. Легенда о посещении Хутынского монастыря Иваном III
6. Видение пономаря Тарасия
ГЛАВА
IV. Конец самоправства Новгородского
1. Легенда о Спасе Вседержителе со сжатою рукой
2. Легенда о святом Зосиме и Марфе Борецкой
3. Легенда об окаменевшем голубе
4. Легенда о "мятежном" колоколе и валдайских
колокольчиках
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
IV. КОНЕЦ САМОПРАВСТВА НОВГОРОДСКОГО.
3. Легенда об окаменевшем
голубе.
В
царствование Ивана IV Грозного, в период опричнины, Новгород был вновь втянут
в политические смуты и волнения в Московском государстве. В 1570 году,
получив донос о том, что новгородцы снова замыслили отделиться от Москвы и
присоединиться к Литовскому государству, Иван IV совершил поход против
Новгорода и подверг его опустошительному разгрому. Это событие окутано целым
роем легенд. Одна из них - легенда об окаменевшем голубе.
В ней
говорится о том, как Иван Грозный жестоко расправился с новгородцами. По
всему городу хватали именитых горожан и приводили их на Городище, где над
ними было устроено судилище. На суд были приведены архиепископские бояре,
служилые люди, гости, дети боярские, дьяки и подьячие. Признание в измене
вымогалось жесточайшими пытками, с применением "некою составною мукою
огненной иже именуемой - поджар"(то есть опальных жгли на огне).
Затем
привязывали за веревки к саням и тащили к Волхову. Людей кололи ножами,
рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревка-ми и
десятками сбрасывали с Волховского моста в реку.
По реке
на лодках ездили опричники и добивали выплывавших топорами и баграми. Воды
Волхова приобрели красный цвет от обилия крови. В это время из - за дальних
морей после долгих странствий прилетел в Новгород голубь и сел на крест
Софийского Собора отдохнуть, но не смог больше подняться: окаменел от ужаса.
Далее легенда говорит о том, что когда наступит день кончины Новгорода,
" Волхов пойдет вспять и зальет город, а голубь слетит на землю и трижды
прокричит о гибели Новгорода".
С тех
пор не раз приходилось голубю слетать с креста от ветра. Его чинили и вновь
устанавливали, а Новгород продолжал стоять.
По всей
видимости, эта легенда связана с обычаем ставить металлических голубей на
церковные кресты, который был широко распространен в Византии. По учению
церкви, голубь - символ святого духа, а предмет, на котором сидит голубь,
полон благодати и святости.
Легенда
об окаменевшем голубе заинтересовала современного писателя и знатока
новгородских древностей Юрия Вронского, который предлагает юным читателям
очень поэтичный и трогательный ее вариант в книге " Терем Юрия Онцифоровича:
Рассказы о древнем Новгороде".
|