«Знак вопроса» 9/89
Где жили герои эддических мифов?
ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович
Асгард
— родина асов
О религиозной
архитектуре Парфиены можно судить разве лишь по результатам неполных раскопок
Нисы. При раскопках Квадратного зала установлено два строительных периода.
Первый падает на III — II века до К. э. (Ко шелеп ко4 Г. А., Культура Парфии.
М., Наука, 1966, с. 19). Здание -.стояло на сплошной двухметровой платформе
из сырцового кирпича, который использовался как основной строительный
материал.
Первоначально
это была, «возможно, отдельная подквадратная в плане постройка» (Искусство Туркменистана.
М., 1967, с. 36) с единственным внутренним помещением размером 20x20 м и
толщиной стен около 3 м, в нижнем ярусе - пилястры из сырцового кирпича и
облицованные каменными плитами с каннелюрами — вертикальными желобками.
Капители, венчающие колонны, были выполнены в дорийском ордере с небольшим
эхином и абаком.
Архитрав
был, по-видимому, обозначен гладкой, может быть, окрашенной полосой. Фризы
составляла группа терракотовых плит, чередование которых, подобно чередованию
триглифов и метоп, создавало неповторимый архитектурный рисунок.
Второй
ярус стен был украшен полуколоннами; диаметр их до 40 см, сложены они из
фигурных кирпичей радиусом 18,5 см, снаружи тщательно отшлифованных. Капители
их оформляла терракота. В эддических мифах упоминаются колонны Асгарда. Так и
должно быть — в архитектуре Парфии колонны применялись весьма часто.
Квадратный зал перекрывали балки, которые опирались на стены и круглые
столбы, расположенные по малому квадрату помещения. Столбы были сложены из
жженого кирпича особой лекальной формы диаметром около 90 см.
В
начале нашей эры назначение зала изменялось. Найдены следы ремонтных работ.
Второй строительный период Квадратного зала привел к довольно существенным
переделкам.
Столбам,
несущим перекрытие, придано четырехлопастное сечение. Вместо старых сырцовых
пилястр поставлены полуколонны по семь на каждой стороне. Они выложены из
фигурного жженого кирпича на ганчевом растворе и как бы входят в гнезда,
встроенные в толщу сырцовых стен. Высота полуколонны несколько больше 3 м,
диаметр ее—52 см. Во втором ярусе располагались колонны диаметром до 60 см и
высотой 4,5 м. Они выполнялись из толстых древесных стволов, обмазанных
глиной и оштукатуренных алебастром. Фрагменты терракоты указывают на
заимствование их из облицовок залов II века до н. э.
Стены
первого яруса были оштукатурены белым ганчем, а верхний ярус стен —
ярко-красным, на стенах бордюры и тяги черного цвета с красной орнаментацией.
Глиняные раскрашенные статуи больше человеческого роста устанавливались в
верхнем ярусе. Общее число статуй составляло 122 (по числу интерколумниев.).
Вся скульптура выполнена на месте в Нисе. (Ремпёль Л. И. Терракоты Мерва и
глиняные статуи Нисы. Труды ЮТАКЭ, т. I, 1949, с. 355—367).
Здесь,
возвращаясь к сказанному в предыдущей главе, уместно добавить, что само число
интерколумниев соответствует числу богов (асов).
В
дошедших до наших дней фрагментах статуй найдено несколько небольших клочков
волос и бороды, плечо статуи, одетой в панцирь, тяжелые вертикальные пластины
с бахромой, представляющие, видимо, части панциря, глаз, фрагмент верхней
губы с усами и т. п. Эти фрагменты дают еще одно основание сближать их с
асами. Только одна статуя дошла в более сохранившемся виде — это статуя
женщины в просторном, окутывающем фигуру одеянии. У нее не сохранилась голова
и нижняя часть тела.
Исследователи
иногда связывают назначение зала с зороастризмом. Главную роль в его ритуалах
играет огонь. «Последний пророк Агура Мазды (верховного бога) совершит над
всеми людьми страшный суд, по окончании которого комета упадет с неба и
растерзает землю, как волк овцу, огонь растопит горы, и металлы потекут из
них, как реки. Все воскресшие люди должны будут пройти через эту огненную
реку.
Чистые
пройдут безопасно, испытывая такое же ощущение, как от прикосновения к
парному молоку, нечестивые, напротив, будут терпеть страшные муки, но только
в течение трех дней и ночей. Вместе с грешниками будут мучиться сам
Ангра-Майнью (бог зла) и его «дэвы». После трех дней и ночей огненная река
очистит даже ад, а обновленная земля будет абсолютно свободна от всего
нечистого и вредного» (Черти-хин В. Н. В поисках рая и ада. М.,
Политиздат, 1980, с. 57).
Но и
здесь мы находим созвучия с эддическими мифами о Мировом Волке, который тоже
будет терзать землю и бороться с богами, и о «нестерпимом жаре» огня.
Важной
постройкой центрального комплекса Старой Нисы является Круглый храм. Это
сооружение первоначально представляло собой изолированную постройку,
квадратную в плане снаружи, внутри располагалось единственное круглое
помещение диаметром 17 м.
Стены
Круглого храма Нисы сложены из квадратного кирпича и достигали высоты 12 м.
Как и в Квадратном зале, имелось два яруса, стены нижнего яруса были
гладкими, оштукатуренными (как и обводной коридор) белым ганчем.' Во втором
ярусе, с высоты 6 м, располагались колонны из жженого кирпича и глиняные
рас-/ крашенные статуи, они подобны статуям Квадратного зала. Храм имел
шатровое стропильное перекрытие и черепичную кровлю. В дальнейшем здание было
окружено обводным коридором и функционально связано с другим крупным
сооружением — Храмовой башней.
Цилиндрическая
форма зала и характер его архитектурного оформления дали основания для
сравнения с самофракийским храмом Арсинойоном, как это уже отмечено выше.
Хотя культ самофракийских божеств по своим истокам и не является греческим,
но, конечно, проникнуть с Запада в Парфию в период эллинизма он мог только
через греков. Восприятие культа великих самофракийских божеств-кабиров прежде
всего объясняется тем, что кабиры в эллинистическое время очень часто
сливаются с божественными двойниками Диоскурами, а Диоскуры были божествами —
покровителями династии Селевкидов. (Но вое а деки и Н. И., Культ Кабиров в
Древней Греции. Варшава, 1891, с. 59).
Гипотеза
об асах в Парфии (известных здесь, возможно, под
другими именами) приводит скорее к выводу о самостоятельном развитии
духовной жизни Парфии, не исключающей
влияний. Речь может идти и о сходстве верований.
Парфянская
культовая архитектура имеет общие черты и с храмовым зодчеством кушан —
народа Средней Азии, и с религиозной архитектурой Хорезма. Заимствование
эллинских элементов не приводило к простому подражанию. (Кошеленко Г. А.
Культура Парфии, с. 29).
Хорошо
известен археологам и храм на некрополе Новой Нисы. Этот храм, относящийся,
как и храмовый комплекс Старой Нисы, к III — I векам до н. э., построен так,
что его тыльная часть примыкает к оборонительной стене, а главный фасад
обращен в сторону города. Здание покоится на сырцовой платформе, высотою 80
см. Стены его также выполнены из сырцового кирпича. Основной массив
сооружения с трех сторон окружает колонный портик айван. От колонн
сохранились торовидные базы (одна из них сложена из парфянского жженого
кирпича, другая — из зеленовато-серого песчаника, обе оштукатурены ганчем).
Ствол колонн был деревянным. Общее число колонн равно двенадцати.
Стена
расчленена на два яруса. Нижняя — высотой 2,6 м — представляет собой сильно
развитую панель. Архитектурное оформление ее включает пятиступенчатое
основание, полуколенны с капителями, вырезанными на плоской терракотовой
плитке, и горизонтальную полосу фриза. Стена оштукатурена и окрашена в
малиново-красный цвет. Ступени, базы и стволы полуколони, оформляющих стену,
окрашены в черный цвет, капители — в красный. Верхняя часть- стены,
возвышающаяся над плоским перекрытием айвана, была оштукатурена белым ганчем.
Высота ее над уровнем айвана не менее 5 м.
Полуколонны
стены по высоте равны всего 1,7 м при диаметре 15,5 см. Капители, вырезанные
на терракотовых плитках, выдержаны в формах ионийского ордера. Анализ колонн
позволил установить их местное, догреческое происхождение, а также связь с
традициями деревянной архитектуры. В верхней части стены предполагаются узкие
световые проемы. В завершении стены был, по-видимому, узорный парапет,
составленный из терракотовых зубцов. Лестница, ведущая к входу в здание, была
с двумя боковыми маршами. Стены здания мощные (2,5 м). Внутренние
размеры-здания 13 м В длину и 5 м в глубину. Храм Новой Нисы воплощает
принципы местной строительной культуры.
Важнейшей
чертой его является фронтальность (обращенность лицом к зрителю) композиции,
что не характерно ни для греческой традиции, ни для месопотамского религиозного
зодчества. Построение здания вширь, а не вглубь в сочетании с центральным
проходом, делящим помещение на две части, очень напоминает Красный коридор
Квадратного зала Старой Нисы. И неизбежный колонный портик! И то же, знакомое
уже читателю, сочетание трех тонов: красного, черного и белого.
Особое
место в архитектуре Старой Нисы занимает так называемый Квадратный дом. Он
пережил несколько перестроек. Возник он в конце III — начале II века до н. э.
(Кошеленко Г. А. Культура Парфии, с. 33). В этот период Квадратный дом
представлял собой квадратное .здание (59,7x59,7 м по внешнему периметру).
Внутри находился квадратный двор (38X38 м) с портиком, охватывающим его со
всех сторон, причем с юга имелся двойной ряд колонн. На каждой стороне — по
девять деревянных колонн с маленькими каменными торовидными базами. Здание
построено из сырцового кирпича. Вдоль каждой стороны здания размещалось по
три продолговатые комнаты, сообщавшиеся друг с другом.
Выход в
центральный дворик был только из средних помещений. По длинной оси каждого из
этих помещений располагались четыре колонны. Вдоль стен были построены
суфы-лежанки. При раскопках было установлено, что проемы дверей комнат
последовательно закладывались наглухо, но
читатель уже знает, почему
это делалось и почему здесь оставлялся разнообразный,
нередко ценный инвентарь. В конечном счете к концу I века до н. э. все
комнаты оказались замурованными.
Начался
новый период. Колонные портики двора были уничтожены. Уровень пола подняли на
30 см. Параллельно стене восточного фасада была построена стена, а возникшее
таким образом узкое помещение разделено на десять маленьких. Двери,
соединявшие их, были в дальнейшем замурованы. Затем были пристроены стены
северного и западного участков двора. Раскопки этого здания поставили перед
исследователями многие вопросы, о которых читатель помнит из предыдущих глав.
При
раскопках в Нисе были найдены фрагменты парфянского трона из слоновой кости.
Он очень напоминает трон, изображенный на персепольских рельефах, но
изощренность в исполнении, растительные мотивы в украшении трона указывают на
эллинистическое влияние. Видимо, копирование трона прежних владык Персии
объясняется стремлением доказать свои законные права на наследование власти
династии, родство с которой они утверждали. Добавим, что в «Младшей Эдде»
речь идет о троне именно из слоновой кости!
Подведем
итоги. Парфянское искусство в целом самобытно. То же можно сказать и об архитектуре.
Мастера Парфии создали шедевры, которые еще плохо известны миру. Раскопки не
завершены. О назначении построек идут дискуссии.
)
Неясны истоки верований периода асов. Многие особенности храмовой архитектуры
нельзя объяснить зороастризмом. Л. А. Леле-ков отмечает, например, что особую
восточноиранскую традицию (Мансурдепе и др. памятники) нельзя свести к
зороастрийской даже в ее расширительном толковании (История и культура
народов Средней Азии. М., Наука, 1976, с. 12—13).
Культурный
подъем Ближнего Востока в парфянское время несомненен, отмечают
исследователи. Это было время борьбы различных тенденций в
культуре, творческих поисков и роста тех черт,
которые проявляются и расцветают в последующее время,
как в культуре Ирана, так и в поздней
Римской империи и Византии.
Важнейшим
отличием культуры Парфии от культуры сасанидского Ирана и Византии является
отсутствие здесь строгой регламентации, канона. Здесь все в брожении, борьбе;
сосуществуют явления, на первый взгляд полностью исключающие друг друга. Это
время самых тесных культурных контактов, казалось бы, чрезвычайно далеких
народов. Это .приводит к большой пестроте, сложности процессов. «Но сквозь
всю эту многокрасочную картину явственно проступают главные линии развития,
создающие завтрашний день культуры, культуры Ирана времени Сасанидов и
отчасти поздней Римской империи» (Кошеленко Г. А. Культура Парфии, с. 218).
Асхабад
— город любви. Это точный перевод имени города Ашхабада. Совсем рядом — Ниса,
столица древней Парфиены, объединившей некогда племена
и народы для борьбы с Римом грозой Востока. Копье Одина и
молот Тора, древних скандинавских богов, прежде чём войти в поэтические саги
и песни, отражали натиск с запада разноплеменных легионов вечного города на
Тибре. Рим пал, пала Парфия.
Остались
руины и пыль. Но вечно слово. Древние сказания поведали нам
удивительную историю. И кто знает, не древнее ли имя Города богов Асгарда
унаследовал Асхабад — Ашхабад по вечному закону переосмысления — и сохранения
— имен. По тому самому закону, который хорошо был известен творцам вечных,
неумирающих героических песен, поведавших людям о светлых асах, их борьбе,
жизни и любви — земной и небесной.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|