«Знак вопроса» 9/89
Где жили герои эддических мифов?
ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович
О
чем рассказывают скандинавские мифы
Итак, мы
очень кратко познакомились с древними мифами. Попробуем теперь отыскать в них
реалистические черты и характеристики места и времени, которые помогут
ответить на вопрос, поставленный в заголовке этой книги. Ведь известно, что в
мифах отражается жизнь, эпоха, время.
Прежде
всего отметим, что в «Эдде» Асгард отождествляется с древней Троей. Но это
скорее дань европейской традиции. Как' читатель увидит позднее, другие
указания эддических мифов уводят нас совсем в другой регион, который
расположен «восточнее Дона». Противоречивость, некоторая размытость времени и
особенно места, характерна для.эддического цикла, заставляет исследователя
быть внимательным к деталям и вариациям темы.
Вернемся
к тексту источника и ознакомимся теперь с немаловажными подробностями.
Вблизи
середины земли, повествует «Младшая Эдда», был построен город, снискавший
величайшую славу. Это была Троя.
«Этот
град,— сообщает «Эдда» - был много больше, чем другие, и построен со всем
искусством и пышностью, которые были тогда доступны. Было там двенадцать
государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило
немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители
всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живших
на земле». А вот вполне земная родословная Одина из той же «Младшей Эдды»:
«Одного
конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного
конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы зовем его Тором.
Он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус. Когда ему минуло десять
зим, он стал носить оружие своего отца. Он выделялся среди других людей
красотой, как слоновая кость, врезанная в дуб. Волосы у него были краше
золота.
Двенадцати
зим от роду он был уже в полной силе. В то время он поднимал с земли разом
десять медвежьих шкур, и он убил Лорикуеа герцога, своего воспитателя — и
жену его Лору, или Глору, и завладел их государством Фракией. Мы зовем его
государство Трудхейм. Потом он много странствовал, объездил полсвета и один
победил всех берсерков, всех великанов, самого большого дракона и много
зверей. В. северной части света он повстречал прорицательницу по имени
Сибилла — а мы зовем ее Сив —и женился, на ней.
Никто
не ведает, откуда Сив родом. Она была прекраснейшей из женщин, волосы у нее
были подобны золоту. Сына их звали Лориди, он походил на своего отца. У него
был сын Эйнриди, а у него — Вингетор, у Вингетора — Вингенер, у Вкнгенера
Моди, у Моди — Маги, у Маги — Сескев, у Сесева — Бедвиг, у Бедвига Атри, а мы
зовем его Аннан, у Атри — Итрманн, у Итрманна — Херемод, у Херемода
Скьяльдун, его мы зовем Скьельд, у Скьяльдуна — Бьяв, мы зовем его Бьяр, у
Бьяра— Ят, у Ята — Гудольв, у Гудьва_— Финн, у Финна — Фридлав, мы зовем его
Фридлейв, а у joro был сын Воден, а мы зовем его Один. Он славился своею
мудростью и всеми совершенствами. Жену его звали Фригида, а мы зовем ее
Фригг.
Одину и
жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в
северной части света и будут чтить_ превыше имен всех конунгов. Поэтому он
вознамерился отправиться в путь...»
Одина и
его людей прославляли и принимали за богов.
И вот
они пришли на север в страну саксов. Править страной Один оставил троих
сыновей. Одного из них звали Вегдег. Он остался в восточной стране саксов.
Второго сына Одина звали Бельдег, или Бальдр. Ему принадлежала нынешняя
Вестфалия. Третий сын Одина Сиги правил землей, которая позднее названа
страною франков, и от него ведет начало род Вольсунгов. Один пустился в дальнейший
путь и достиг страны, которая называлась Рейдготланд. Правителем ее Один
сделал своего сына по имени Скьельд. От него происходит род Скьельдунгов. Это
датские конунги, а страна позднее етала зваться Ютландией.
Потом
Один достиг страны, что зовется ныне Швецией. Тогда ею правил Гюльви. Он
вышел встречать Одина и сказал, что тот может властвовать в его государстве,
как только пожелает. В любой стране, отмечает источник, где они
останавливались, наступали времена изобилия и мира..
И все
верили, что это творилось по воле Одина и его сподвижников. И ни красотою
своей, ни мудростью асы не походили на прежде виданных людьми в этих странах.
Одину понравились там земли, и он избрал их местом для города, который
зовется теперь Сигтуна. Он назначил там правителей подобно тому, как это было
в Трое... После того он поехал на север, пока не преградило путь море,
окружавшее, как им казалось, все земли. Он поставил там своего сына править
государством, что зовется теперь Норвегией.
Сына-
же звали Сэминг, и от него ведут свой род норвежские конунги,., а также и
ярлы и другие правители... А с собою Один взял сына по имени Ингви, который
был конунгом в Швеции, и от него происходит род, называемый Инглингами. Асы
взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько
умножилось их. потомство, что они расселились по всей Стране саксов, а оттуда
и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал' языком
всех тех стран. И люди полагают, что по записанным именам их предков можно судить,
что имена эти принадлежали тому самому языку, который асы принесли сюда на
север...
О
конунге Древней Швеции Гюльви источник сообщает, что его порожало могущество
асов и он наконец пустился в путь к Асгарду, и «поехал тайно, приняв обличие
старика, чтобы остаться неузнанным». Но асы узнали об этом и «наслали ему
видение». Вступив в город, Гюльви будто бы увидел высокий чертог, и крыша его
была устлана позолоченными щитами.
В
чертоге было много палат и множество народу: иные играли, иные пировали, иные
бились оружием.
«Он
увидел три престола, один другого выше, И сидят на них три мужа. Тогда он
спросил, как зовут этих знатных мужей. И приведший его отвечает, что на самом
низком из престолов сидит конунг, а имя ему - Высокий. На среднем троне сидит
Равновысокий, а на самом высоком — Третий. Тогда спрашивает Высокий, есть ли
у него еще какое к ним дело, а еда, мол, и питье готовы для него, как и для
прочих, в Палате Высокого». И вот Гюльви задает вопросы, а из ответов его
собеседников складывается картина мироздания.
«Всего
раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и.жаркая страна, все
в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет
оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его
защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет
войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир».
Гюльви
спросил: «Что же было в мире до того, как возникли племена и умножился род
людской?» Тогда сказал Высокий: «Когда реки, что зовутся Эливагар (т. е.
«Бурные волны»), настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода
застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед
и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней
слой за слоем заполнил Мировую Бездну». И сказал Равновысокий: «Мировая
Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и
ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда
залетели искры из Муспелльсхейма». И Третий добавил: «И если из Нифльхейма
шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейдоа всегда царили тепло и
свет.
И
Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж
повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать
вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот
человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло
все племя инеистых великанов»...
Тогда
спросил Гюльви: «Где жил Имир? И чем он питался?» Высокий ответил: «Как
растаял иней, тотчас возникла из него корова ПО имени Аудумла, и текли из ее
вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира». И сказал Гюльви: «А чем же
кормилась сама корова?» Высокий ответил: «Она лизала соленые камни, покрытые
'инеем, и к исходу первого дня, когда она 'лизала те камни, в камне выросли
человечьи волосы, на второй день голова, а на третий день возник весь
человек. Его прозывают Бури (т. е. «Родитель»). Он бьц хорош собою, высок и
могуч. У него родился сын но имени Бор («Рожденный»). От него и произошли
Один и его братья правители на небе и на земле».
Гюльви
спросил: «Как же поладили они меж собою? И кто из них оказался сильнее?» Высокий
ответил: «Сыновья Бора убили .великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло
из его ран столько крови, что в ней утонули асе инеистые великаны. Лишь один
укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бер-гельмиром (дословно:
«Ревущий как медведь»). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так
спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов».
Спросил
Гюльви: «Какой путь ведет с земли на небо?». Отвечал со смехом Высокий:
«Неразумен твой вопрос! Разве тебе неизвестно, что боги построили мост от
земли до неба, и зовется мост Биврест? Ты его, верно, видел. Может статься,
что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочен, и сделан нельзя
искуснее и хитрее! Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут
но нему на своих.конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и
помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали
боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни
пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост
Биврест. но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля».
И
спросил Гюльви: «Что предпринял Всеотец, когда строился Асгард?» Высокий
ответил: «Сначала он собрал правителей мира, чтобы решить с ними судьбу людей
и рассудить, как построить город. Было это в поле, что зовется Идавелль, в
середине "города. Первым их делом было воздвигнуть святилище с
двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на земле дома больше и лучше
построенного. Все там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди ' называют
тот дом Чертогом Радости. Сделали они и другой чертог. Это святилище богинь,
столь же прекрасное, люди называют его Вингольв. Следом построили .они дом, в
котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы,
наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня
и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, чту вся
утварь и все убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока
он не был испорчен женами, явившимися из Етунхейма (т. е. из страны великанов
— етунов). Затем сели боги на своих престолах»...
Итак,
красной нитью проходит через миф идея переселения племен, что в древности
было довольно частым явлением. Переселялись племена — обретали новые
территории и боги.
Еще
одна интересная и вполне реалистическая подробность: в скандинавских мифах
осталась память о европейском леднике — ледовом панцире, сковывавшем некогда огромные
территории. Это было еще 12 тыс. лет назад. Примерно к этому времени относит
древнегреческий мыслитель Платон исчезновение легендарной Атлантиды. Тогда же
и произошла и массовая гибель мамонтов. Образовались целые кладбища этих
животных. Автору этих строк уже доводилось писать об этом. Оказалось, что
мамонты были засыпаны вулканическим пеплом, хотя вулканов поблизости нет и не
было.
Такое
количество изверженного из недр материала не могли дать вулканы. Только
падение очень крупного метеорита могло вызвать выпадение такого количества
пепла. Но мамонты паслись в древности по долинам рек. И если понимать древние
мифы как свидетельство катастрофы, катаклизма, связанного с падением
гигантского метеорита (о чем упоминалось выше), то логично предположить, что
район его падения Атлантика. Магма буквально взорвалась, смешавшись с водой
после того, как метеорит пробил тонкую океаническую кору.
Вода с
магмой, распыленной в атмосфере, была увлечена ураганами в районы от Ирландии
до Дальнего Востока. По рекам прокатились волны грязевых селей—вулканический
пепел, смешанный с водой, стал причиной гибели животных. С лица Земли исчезли
тогда около десяти видов животных, включая мамонтов. Это были травоядные или
виды, выживание которых связано с зелеными кустарниками в долинах рек.
Интересно, что вулканический пепел в Долинах -Сибирских рек и на дне
ирландского озера Нанокрон, как удалось установить автору этих строк, одного
возраста около 12 тыс. лет.
После
этого ледник начал стремительно таять, можно полагать, из-за погружения
некоторых островов на дно океана и изменения направления Гольфстрима, который
устремился к берегам Скандинавии, растопляя тысячелетние льды. И об этом
помнит «Эдда»! В мифах прямо говорится о ледовом панцире и жаркой спокойной
стране па юге. Интересно, что тогда, до катаклизма, атмосфера была более
спокойной и обмен тепла был минимальным лютый холод на севере и
неослабевающая жара на юге. И об этом рассказано в скандинавских мифах!
Отметим
теперь, что катаклизм, или потоп, о котором говорят мифы многих народов, был
первопричиной переселения племен на освободившиеся от льдов территории. Это
переселение шло несколькими волнами — естественно, с юга и юго-востока.
Процесс длился тысячелетиями. И об этом, как явствует из «Эдды», пошли древние
люди, современники великанов, карликов и богов!
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|