«Знак вопроса» 9/89
Где жили герои эддических мифов?
ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович
О
чем рассказывают скандинавские мифы
В древнейших
скандинавских сагах и сказаниях можно обнаружить не только описания подвигов
богов и героев, но и предсказания, созвучные другим литературным памятникам,
предвидения, намного опережающие свое время, легенды, понять которые может до
конца лишь современный ученый. Все это поражает воображение внимательного
читателя- и исследователя. Так в одной из древнеисландских песен звучит мотив
«Апокалипсиса», но в отличие от библейской разработки он свободен от
мистических одеяний и христианских декораций. Речь идет о конце мира и новом
его возрождении. На фоне реалистической картины буйства стихий — воды и огня,
уничтоживших некогда, по-видимому, и легендарную Атлантиду, приведены столь
же реалистические описания, борьбы богов с силами космоса.
Нужно
лишь учесть, что силы космоса поименованы аллегорично: так, Мировой Волк
олицетворяет разрушительную мощь неба, которой боялись издревле и галлы, и
древние египтяне, и многие индоевропейские народы Азии и Европы. Во многих
мифах озлобленный волк или собака стремится сорваться с цени. И это относится
к событиям на небе, потому что именами волка и собаки назывались созвездия и
звезды. И звезды действительно срывались с неба, словно разрывая путы
гравитации,— на нашей планете остались гигантские воронки от падения метеоритов,
«малых звезд», сверкавших в атмосфере ярче солнца. Столкновения метеоритов с
нашей планетой неизбежны, , мощь богов или мощь человека способны
предотвратить беду. К этой поэтической мысли можно прийти, перечитывая
древние мифы и скандинавские саги.
В
начале XIII века знаменитый исландский поэт, ученый и общественный деятель
Снорри Стурлусон создал книгу, представляющую собой уникальное собрание мифов
и сказаний. Эту книгу он назвал «Эдда». Долгое время считали, что все эти
истории автор сочинил сам. Вдруг в 1643 году, через четыре столетия после
смерти Снорри Стурлусона исландский епископ Бриньольв Свейнссон находит
древнюю рукопись с песнями о богах и героях, сюжеты которых совпадают с
рассказами «Эдды». Эта находка заставила ученых по-новому взглянуть на
«Эдду». Она была переименована в «Младшую Эдду». А древнейшая рукопись,
найденная епископом Бриньольвом Свейнссоном, стала называться «Старшей
Эддой». Теперь уже всем ясно, что Снорри Стурлусон не придумал свою книгу, а
бережно записал языческие мифы и предания. Часть этих преданий затем была
включена Снорри Стурлусоном в его исторический трактат «Круг земной».
В
предисловии к «Младшей Эдде», изданной на русском языке впервые только в 1970
году после сотен изданий на разных европейских языках, М. И.
Стеблин-Каменский, редактор перевода, отмечал, что книга эта, созданная в
1222—1225 годах в Исландии, дает наиболее полное отражение мифологии, которую
не только скандинавские народы, но и все народы, говорящие на германских
языках, считают своим ценнейшим культурно-историческим и художественным
наследием.
В цикле
замечательных древнескандинавских мифов, включающих в себя три книги: «Круг
земной», «Младшая Эдда», «Старшая Эдда», как в зеркале отразились жизнь народов
и племен, их верования, история переселений, быт и нравы далеких эпох. О чем
же повествуют древнескандинавские мифы?
Скандинавские
саги.и легенды рисуют удивительный мир богов и людей.
Пространственную
структуру этого мира определят ясень Иггдра-силь. Три корня у знаменитого
ясеня. Один тянется в царство мрака Нифльхейм, другой — к великанам, а третий
— к богам-асам. Под тем корнем, что у асов, течет священный источник Урд.
Здесь находится главное святилище, куда каждый день съезжаются асы по мосту
Биврест и вершат свой суд. Стоит у источника прекрасный чертог. Живут-в нем
три девы — Урд, Верданди и Скульд. Это'три норны, ведающие судьбы людей.
Каждый день они черпают воду из священного источника и поливают Иггдра-силь,
чтобы он не засох. На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а меж глаз у него
— ястреб Ведрфельнир («полинявший от непогоды»).
Корни
ясеня гложут змеи и дракон Нйдхегг, Белка Грызозуб переносит по стволу
перебранку между орлом и драконом. Четыре оленя — Дайн, Двалин, Дунейр и Дуратрор
— объедают листву ясеня.
Жилище
асов называется Асгард. В центре АсТарда — поле Идавелль. Когда боги только
начинали строиться, пришел к ним некий мастер-великан и обещал за три
полугодия построить крепость, недоступную для великанов, а в награду потребовал
богиню Фрейю, Солнце и Луну. По совету Локи, лукавого и хитрого аса, боги
согласились, но вскоре увидели, что великан успеет построить крепость в срок
и пригрозили Локи лютой смертью, если он не помешает мастеру выполнить
условия сделки. Великану помогал в работе конь Свадильфари.
Превратившись
в кобылу, Локи отвлекал коня от работы, и строитель не успел закончить ее в
срок. Понял великан, что обманут, и впал в ярость. Тогда асы послали
сильнейшего среди них, Тора, и тот убил великана своим молотом. Сначала боги
воздвигли святилище с двенадцатью тронами и престолом для главного аса,
Одина. Все в этом святилище как из чистого золота. У каждого аса в Асгарде
свой чертог. Чертог Одина украшен серебром и называется он Валаскьяльв. Там
главный из асов восседает на престоле. Один — бог. О нем рассказано много
противоречивого в цикле саг. Так, согласно одной из версий, он ведет свой род
от первых людей.
Из
камней, которые лиз'ала корова Аудумла, возник первый человек, Бури. Его сын
Бор взял в жены Бестлу, дочь великана Бельторна, и родились у них три сына —
Один, Вили и Be. Рассказывает Снорри Стурлусон и о другом происхождении Одина
— из Трои, из рода конунга (князя) по имени
Мунон или Меннон.
Жену
Одина зовут Фригг. Этой необыкновенной женщине-богине ведомы все людские
судьбы, но в отличие от дев-норн она не предрекает их, не предсказывает, а
хранит в глубокой тайне от других богов и людей. Один — отец всем богам, и
поэтому его называют Всеотцом. А еще он Отец Павших. Ему принадлежит чертог,
который называется Вальгалла. Живут в нем эйнхерии — павшие в бою храбрые
воины. Отбирают воинов в Вальгаллу валькирии, прислуживающие им там во время
пиров.
На
пирах в Вальгалле эйнхерил пьют медовое молоко козы Хей-друн, которая щиплет
листья ясеня Иггдрасиль, и едят неиссякаю-' щее мясо вепря Сэхримнира, а
варит его повар Андхримнир в котле Эльдхримнир. Великий Один не ест, а
бросает свою еду двум волкам — Гери и Фреки, он пьет только вино. На плечах у
него сидят вороны Хугин и Мунин. От них он узнает обо всем, что происходит на
свете.
На
Вальгалле живет олень Эйктюрнир. Он тоже объедает ветви Иггдрасиля, а с рогов
его стекает влага в поток Кипящий Котел, из которого берут начало все реки
Вальгаллы. У входа в Вальгаллу стоят в поле ворота Вальгрид, а перед ними —
роща Гласир («сияющая»), все листья в ней из красного золота.
Бог
Один — оборотень, он может являться в виде змеи, ворона, орла, коня и волка.
Это бог магического знания, ведающий руны — сакральные письмена. За глоток из
источника мудрости он отдал свой глаз великану Мимиру, а чтобы узнать тайну
рун, девять дней провисел на ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным копьем.
Снорри
рассказывает и о печальной судьбе сына Один а Бальдра. Бальдр, самый красивый
и мудрый из асов, жил в чертоге Брейдаблик («Широкий Блеск»), прекраснее
которого нет в Асгар-де. Вдруг стали ему сниться сны, предвещавшие опасность
для его жизни. Тогда его мать Фригг взяла клятву со всех вещей и с существ,
что они не тронут Бальдра. Л когда она всем рассказала об этом, Бальдр и
другие ас'ы придумали забаву. На поле тинга (собраний асов) в Бальдра бросали
каменьями, пускали стрелы, рубили его мечами. Но ничто не вредило ему.
Его
неуязвимость пришлась не по душе завистливому Локи. Выведал он у Фригг, что
не взяла она клятвы лишь с м.олодого-побега омелы, растущего к западу от
Вальгаллы. Вырвал Локи этот побег' и пошел на поле тинга.. Там дал он побег
слепому Хеду, и тот метнул его в Бальдра, как ему указал Локи. Пронзил прут
Бальдра, и упал он мертвым на землю. И было это величайшее горе для богов и
людей. Асы перенесли тело Бальдра к морю и положили в ладью, но только
великанше Хюрроккин удалось столкнуть эту ладью в воду. Не выдержав горя,
умерла жена Бальдра Нанна, и ее сожгли в ладье вместе с Бальдром. А брат
Бальдра Хермод отправился к хозяйке царства мертвых Хель, чтобы вернуть его
назад в Асгард. И обещала Хель, что Бальдр вернется к асам, если все живое и
мертвое на земле будет по нему плакать. И плакали все» кроме великанши Текк,
а был это перевоплотившийся Локи. И остался Бальдр в царстве мертвых. Сурово
отомстили асы Локи за Бальдра. Пойм-али они его и связали кишками, а Скади
повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения, хотя
жена его Сигюн и подставляла чашу под капающий яд. Когда капли яда попадали
на Локи, он содрогался, вызывая землетрясения. И оставаться ему прикованным
до конца мира.
Сыном
Одина считается и Тор, сильнейший из всех богов и людей. Владения Тора
называются Трудвангар («Поля силы») или Труд-хейм. Там
находится его чертог Бильскирнир, самый просторный в
Асгарде: он вмещает пять сотен покоев и еще сорок. Ездит Тор в колеснице,
запряженной двумя козлами. Есть у него три сокровища — молот Мьелльнир, пояс
силы и железные рукавицы, которые он надевает, когда хватается за молот.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|