«Знак вопроса» 1/90
Кто вы, рудокопы Росси?
БАЛАНДИН Рудольф Константинович
Россь
Белорусская
Поиски
привели нас в Западную Белоруссию, в замечательные по красоте места. Крутые
холмы Волковысской возвышенности вздымаются волна за волной — застывшая, но
как бы текучая гармония плавных линий. В понижениях — озерца то с голубой, то
с бирюзовой водой (возникли они по большей части на месте карьеров). Именно
здесь среди холмов и болот протекает приток Немана Россь.
Но как
установить хронологическую координату? Чем объяснить существование названия
«руссы», сопутствующего «россам»?
Оказывается,
ответы на эти вопросы можно найти именно на берегах белорусской Росси. Дело в
том, что здесь 65 лет назад польскими археологами были обнаружены древние
шахты. За последнюю четверть века советским специалистам удалось выяснить
немало интересных сведений об этих шахтах и их создателях.
Шахты
относятся к концу неолита — началу железного века. В них добывались конкреции
кремня, находящиеся в слоях писчего мела. Судя по нескольким радиоуглеродным
анализам, большинство шахт имеет возраст 3,5—1,2 тысячелетия до н. э.
Количество шахт исчисляется тысячами, так что хронологический диапазон можно
расширить: примерно 4—1 тысячелетия до н. э.
Росским
шахтерам времен неолита посвящена, в частности, книга советского археолога Н.
Н. Гуриной «Древнейшие кремнедобывающие шахты на территории СССР». По ее
убедительно обоснованному мнению, продукция росских горняков — кремневые
«полуфабрикаты» и каменные орудия — шла, как бы мы теперь сказали, на
экспорт. Ею пользовалось население прилегающих районов, а также Балтийского
побережья.
Когда
видишь в бортах современных карьеров по добыче мела следы древних шахт, то
начинаешь понимать, насколько продуманно и толково они эксплуатировались.
Горизонтальные выработки точно соответствуют участкам наибольшего скопления
кремневых желваков. Сами же рудокопы засыпали отработанные выработки.
Делалось
это вряд ли из эстетических соображений, хотя вполне вероятно, что у древних
горняков были поверья о необходимости залечивать раны земли, восстанавливать
природную обстановку (культ матери-земли). Такой обычай был не только
экологически верным, но и оправданным с позиций техники безопасности: шахты
глубиной 3—5 метров расположены кучно, по десяткам и сотням на одном участке.
В зияющие горные выработки легко было свалиться.
Племена,
обитавшие в этом регионе, не были узкоспециализированными. Они занимались
охотой, земледелием, собирательством, скотоводством. Добывая и обрабатывая
кремень, они вели торговый обмен этой продукцией со своими близкими и
дальними соседями. Эти племена, таким образом, вели максимально комплексное
для своего времени хозяйство. Поэтому культура их — материальная и духовная —
уже по одной этой причине должна была быть достаточно высокой.
Вполне
вероятна ранняя специализация родов (племен), имевших разные культурные
традиции. Скажем, одни группы предпочитали охоту, другие занимались
скотоводством, земледелием. А были еще и специалисты рудного дела, добычи и
обработки кремня. Таким образом, разнообразие природных условий определяло
пестроту хозяйственных укладов, а следовательно, и стремление к
взаимовыгодному сотрудничеству, созданию союзов родов и племен.
Обитали
эти люди в районах, где отдельные рощи чередуются с болотами и долинами
небольших речек. Селились на «островах» — возвышенностях, поднятых над
заболоченной низиной. Жители «Белой России» (назовем ее так хотя бы потому,
что горные разработки на берегах Росси шли в ослепительно белых меловых
толщах) привыкли жить в мире и торговых взаимосвязях с другими племенами. А в
данном регионе контактировали сразу несколько древних культур: славянская,
германская, балтская (летто-литовская),отчасти финно-угорская и
тюркско-иранская.
Оглавление:
К читателям
Момент истины?
Странности истории
Вопреки обыкновению
Необходимое отступление
Духовные памятники прошлого
Северная Русь
До венедов
Могучий единомышленник
Россь Белорусская
Руссы
Народ и культура
Как это могло быть?
Зачем нам надо это изучать?
Последние штрихи
|