«Знак вопроса» 6/89
Найдутся ли ответы?
ИВАНИЦКИЙ Генрих Романович
От
первобытной общины к современному обществу
Экономист.
Тем не менее женщина, взявшая на себя независимо от причин функции
«инкубатора», будет испытывать неудобства беременности, родовые муки, а,
родив и вскормив в первые дни ребенка, она должна отдать его в другую семью
и, может быть, больше никогда не увидит. Современное общество — это не
первобытная община! Справедливо ли это?
Медик.
Родовые муки сегодня воспринимаются как неизбежность или, если хотите,
библейское проклятие. Но боль - это не неизбежность, а проявление какого-либо
неблагополучия в анатомическом строении женщины или отклонения в положении и
развитии плода. Обратимся к данным науки — палеоантропологии. Скелеты наших
предков, найденные при раскопках, говорят о том, что таз у женщин был
широким, в результате роды должны были быть легкими. Такая анатомическая
конституция встречается и у современных женщин. Хотя существует очень большой
разброс строения тела женщин как внутри одной расовой группы, так еще больший
между различными расовыми и этническими группами. Есть женщины, для которых в
основе родов могут лежать положительные эмоции. Все это весьма субъективно и
говорит лишь о том, что и сегодня существует тип женщин, для которых
вынашивание и рождение детей — это призванно.
Социолог.
Не кажется ли вам, что возникает другая аналогия: профессии
женщины-инкубатора, которая за плату вынашивает, рожает и вскармливает
ребенка с другой древнейшей женской профессией — проституцией? Хотя, как вы
утверждаете, «мать-инкубатор» делает добро отдельной семье и обществу в
целом, я тем не менее не могу согласиться с превращением материнства в
доходную профессию. Думаю, что здесь возникает много и юридических
сложностей.
Медик.
Сомнения и аналогии — едва ли достаточный аргумент для полного отказа от
использования такого важного медицинского открытия. Каковым же должно быть
правовое положение ребенка и матери-инкубатора — это действительно вопрос
юриспруденции.
Юрист.
Итак, ситуация: ребенок зачат вне организма жены (яйцеклетка жены
оплодотворена спермой мужа или донора), и оплодотворенная яйцеклетка
имплантирована другой женщине, которая рожает ребенка. Правильно я понял
ситуацию?
Медик.
Да.
Юрист.
Видимо, супруги могут быть признаны родителями ребенка лишь при условии, что
родившая женщина откажется от него, а они усыновят его. Все же юридически
матерью ребенка надо считать ту женщину, которая его родила. Такая позиция, в
частности, закреплена сегодня в болгарском законодательстве.
Физик.
Представьте себе другую ситуацию. Женщина согласна выносить ребенка для
другой семьи, подписала договор, даже получила деньги, но в процессе
беременности и родов привязалась к ребенку и отказывается его вернуть. Как
суд поступит в этом случае?
Юрист.
Такой случай был в США. Поскольку договор подписан и каждая сторона
добровольно не отказывается от своих прав, то суд признает, что «женщина,
давшая добровольное согласие на искусственное оплодотворение с целью
вынашивания ребенка для другой семьи, не может оспаривать свое право на
ребенка».
Математик.
Здесь очевидно, что должна быть симметричность прав женщины и мужчины перед
законом в силу их равенства в современном обществе. Если биологическая связь
с ребенком мужчины-донора не дает ему прав отцовства, то в отношении женщины
возможен аналогичный вывод.
Юрист.
Юридически все правильно. Тем не менее не все отношения в столь деликатных и
интимных сторонах жизни, которые затрагивает метод ИВФ, можно
регламентировать в правовых Нормах. Жизненные ситуации всегда будут богаче,
чем наше воображение. Тем более что мужчина и женщина физиологически и
психически отличаются друг от друга. В большинстве своем женщины психически
ранимее, чем мужчины, и болезненно реагируют на лишение своих прав на
ребенка. Здесь ничего не сделаешь — это биологический инстинкт сохранения
вида.
Медик.
Есть еще несколько проблем, вызывающих беспокойство. В процессе использования
метода ИВФ можно регулировать пол ребенка, который определяется половой
Y-хромосомой сперматозоида. С одной стороны, это явное достоинство метода,
так как можно устранять риск наследственных заболеваний, передающихся по
мужской или женской линии. Но с другой — умение управлять полом ребенка не
приведет ли к социальным перекосам в структуре общества?
Оглавление:
От автора
Нужны ли «дети из пробирок»?
Угроза перенаселения
Технический прогресс и радость материнства
Эмбрионы для запасных частей
Женщины - инкубаторы
От первобытной общины к современному обществу
Проблемы пола и таланта
Индустриальное производство людей
Имеет ли человек право на смерть?
Смерть мозга – смерть человека
Самовосстанавливающееся равновесие
Сколько типов людей существует в природе?
Размытость границ классификации
Программа «Полис»
Послесловие
|