«Знак вопроса» 6/89
Найдутся ли ответы?
ИВАНИЦКИЙ Генрих Романович
Женщины
– инкубаторы
Медик. В
методе ИВФ оплодотворенную клетку нужно поместить в организм приемной матери,
которая, выращивая плод, как бы сдает себя в аренду другой семье. Возникает
вопрос, кто в этом случае истинная мать ребенка — та, у которой забрали
яйцеклетку для оплодотворения, то есть гены которой управляют развитием
ребенка, или та, в утробе которой он растет и вскармливается? Является ли
такая операция нравственной?
Историк.
Нравственные установки относительны и много раз менялись в процессе развития цивилизации.
Еще в актах Древнего Вавилона со времен Хаммурапи (XIX—XVIII вв. до н. э.)
была запись: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену.
Если же у нее детей не будет, она сама выбирает мужу рабыню, а детей,
рожденных от этого союза, воспитывает как своих собственных». Приведенная
запись — параграф документа, датируемого около 1500 г. до н. э. и найденного
археологами в доме богатого месопотамского купца в Нузу как брачный контракт
семьи Тегаптиллии.
Для
нашей дискуссии важно, что издревле искались способы преодолеть бесплодие
супружеских пар. Метод ИВФ с использованием женщины-инкубатора не более, чем
современный вариант рабыни, рождающей ребенка для своей госпожи. Я думаю,
что, исходя из равенства всех людей, он безнравственный.
Медик.
Такое заключение слишком категорическое. На нем чувствуется налет, пришедший
к нам из времен патриархата,— о первенстве мужчины в обществе и семье.
Представим себе, что семья не имеет ребенка по причине бесплодия мужа.
Очевидно, что в этом случае можно использовать другого мужчину-донора, а из
этических соображений оплодотворение женской яйцеклетки сделать вне
организма, используя метод ИВФ.
Математик.
Поскольку положение женщин и мужчин в современном обществе должно быть
равноправным, то использование мужчины-донора также должно быть
безнравственно. Меди к. Логично, но дальше возникает парадокс. Никто не
усомнится в том, что дать свою кровь для спасения умирающего или кожу для
спасения обожженного — поступок не только нравственный, но и в какой-то
степени героический. А почему дать свою сперму для бездетной семьи —
безнравственно? Где же грань допустимого? Вот несколько примеров из практики.
В
клинику с просьбой о проведении операции по искусственному оплодотворению
обратилась супружеская пара. Муж — специалист по ядерной физике. В результате
аварии он оказался в зоне повышенной радиации. Он хотел иметь не только
здорового ребенка, но и продолжателя рода, а потому настаивал на
использовании в качестве донора своего родного брата. Врачи согласились. Был
использован метод ИВФ, и жена родила сына, который биологически был мужу еще
и племянником. Были случаи, когда женщина становилась матерью, прибегнув в
качестве инкубатора к помощи своей сестры или даже собственной матери.
Формально это выглядит странно — женщина, у которой забрали яйцеклетку,
одновременно является и сестрой, и матерью ребенка.
Правовых,
равно как и моральных, вопросов здесь действительно немало, но они лежат в
психологической области, в непривычности самих коллизий.
Инженер.
Я думаю, что многих проблем можно избежать, если женщина-инкубатор или
мужчина-донор будут анонимными. Физик. Не уверен.
Реально может возникнуть такая ситуация. Семья,
не имеющая ребенка по причине бесплодия мужа, соглашается на медицинскую
помощь — оперативное вмешательство. Рождается ребенок от анонимного донора.
Пока в семье согласие — все идет хорошо. Но начинается ссора, потом развод, и
супруг отказывается от отцовства, предоставляя суду медицинскую справку о
бесплодии. В результате ребенок и его мать оказываются в худшем положении не
только по сравнению с теми детьми, которые рождены в браке от здоровых
родителей, но появившиеся даже в результате внебрачной связи. Ведь если у
ребенка есть отец, то он обязан заботиться о нем даже после развода.
Внебрачный ребенок тоже имеет фактического отца, и существует вероятность
(пусть небольшая) того, что его отец признает отцовство, даже не вступая в
брак, будет помогать сыну или дочери. А вот если малыш рожден от анонимного
донора, то он навсегда лишен возможности узнать своего отца. Женщина в глазах
общества или суда, если она не захочет объяснить обстоятельства рождения
ребенка, будет выглядеть нарушительницей супружеской верности.
Юрист.
Такие ситуации уже возникали, и из них есть разумный выход. Например, в
Народной Республике Болгарии, где такие операции практикуются давно, от мужа
женщины, подвергающейся искусственному оплодотворению, требуется письменное
согласие. Медицинский персонал несет уголовную ответственность за сохранение
как тайны самой операции, так и анонимности донора. В 1964 году Верховный суд
НРБ слушал дело об отказе от отцовства. Речь шла о ребенке, рожденном в
результате искусственного оплодотворения. Суд признал, что «супруг, давший
согласие на искусственное оплодотворение' жены, в результате которого был
рожден ребенок, считается отцом ребенка со всеми вытекающими отсюда
обязанностями, и он не вправе оспаривать своего отцовства». Юридическим
документом является письменное согласие. Аналогичные положения включены в
законодательства других стран.
Физик.
Тем не менее остаются вопросы. Если в результате искусственного
оплодотворения родится дефективный ребенок у нормальной женщины, то виноват
донор. Он анонимный. Кто должен нести ответственность в этом случае? Муж
будет доказывать, и он будет прав, что нести ответственность должна клиника,
а он отказывается от отцовства. Как поступил бы суд в этом случае? Юрист.
Конечно, в этом случае виновата клиника. Донором не может быть человек с
плохим состоянием здоровья, с плохой наследственностью или наследственность
которого трудно проверить, то есть нет данных о родителях и других близких
родственниках. Донором не могут быть и близкие родственники «по крови»,
которые, кстати, не могут быть и супругами, например родные брат и сестра.
Это положение закреплено в законодательстве ряда стран. Донор-аноним не может
претендовать на родственные связи и наследственные права. Его как
юридического,лица для семьи, подвергнутой операции, не существует. Есть
только клиника, которая за брак несет ответственность перед пациентами.
Ф и з и
к. Тем не менее у меня есть опасения вот какого рода: в мире существует
довольно большая группа состоятельных женщин, которые могут не желать
переносить неудобства и тяготы, связанные с беременностью. К примеру, звезды
эстрады, балета или спорта. Не превратится ли тогда вынашивание детей в
женщинах-инкубаторах в профессию этих женщин?
Медик.
Это непростой вопрос. Родить и вскормить ребенка — это действительно
профессия, которая требует здоровья, знаний и определенного психологического
портрета женщины. Еще великий среднеазиатский врач Абу Али ибн Сина в
знаменитом «Каноне врачебной науки» подробно описал наряду с питанием
кормящей женщины своего рода душевные требования к ней: «У кормилицы должен
быть хороший и добрый характер, то есть она не должна быстро поддаваться
бурным душевным реакциям, таким, как гнев, печаль, страх и тому подобное,
потому что все это портит натуру ребенка и часто отражается на кормлении».
Вскармливание
ребенка начинается в утробе матери с момента его зачатия, Вес, которого
достигает ребенок за 9 месяцев в период беременности, около 3 кг, а за 6
месяцев кормления его грудью происходит удвоение веса малыша. В эти два
периода закладывается в ребенке будущая устойчивость его иммунной системы к
инфекциям и его психики к жизненным невзгодам. Снять врожденный страх ребенка
— это означает заложить основы полноценной личности. В противном случае на
всю жизнь может возникнуть синдром угнетенного состояния, который сделает
невыносимым жизнь даже для физически крепкого и материально благополучного
человека.
Метод
ИВФ — это изобретение XX в. Но женщины-кормилицы, наделенные избытком молока,
с глубокой древности считались значительным приобретением для общины,
сплачивая род, предотвращая гибель детей и закладывая основы будущего
духовного развития ребенка. Такие женщины обожествлялись и несли функцию
богинь. Когда дети вырастали, то они любили свою кормилицу так же, как родную
мать, а иногда и больше, а «молочное родство» всегда вызывало желание помочь,
разделить чужую боль. Не кажется ли, что в этом есть далеко идущие аналогии?
Оглавление:
От автора
Нужны ли «дети из пробирок»?
Угроза перенаселения
Технический прогресс и радость материнства
Эмбрионы для запасных частей
Женщины - инкубаторы
От первобытной общины к современному обществу
Проблемы пола и таланта
Индустриальное производство людей
Имеет ли человек право на смерть?
Смерть мозга – смерть человека
Самовосстанавливающееся равновесие
Сколько типов людей существует в природе?
Размытость границ классификации
Программа «Полис»
Послесловие
|