«Знак вопроса» 1/89
Туринская плащаница: чудо или научная
загадка?
БАЛАНДИН Рудольф Константинович
Свидетельство
искусства
В научных
исследованиях могут быть использованы, в частности, произведения искусства и
методы искусствоведения. Тем более когда, как в нашем случае, речь идет о
легендарной личности, об иконографии, возможности подделок, о
«нерукотворности» изображения.
Мы уже
знаем, что не известно никаких художественных традиций, позволяющих
классифицировать принадлежность фигуры, «проявленной» на плащанице, к
какой-либо школе живописцев или конкретному художнику не только античности
или средневековья, но и более позднего времени. Однако все-таки не
исключается возможность хитроумной подделки под «нерукотворный образ».
Оставив
без внимания вопрос о способе, которым удалось сделать изображение, обратим
внимание на значительное сходство мужчины с плащаницы и огромного числа
иконописных ликов Иисуса Христа. Некоторые исследователи полагают, что это
свидетельствует о сознательной подделке под традиционные портреты. Но в таком
случае остается еще более трудная загадка: почему со времен Византийской
империи, примерно " с VI века лики Христа на иконах, монетах,
скульптурах стали более или менее сходными: бородатый человек с длинными
волосами, вытянутым красивым лицом, прямым носом, глубокими глазницами,
широким и невысоким лбом? Конечно, вариации существуют, но они не принципиальны.
Американский
ученый А. Вагнер сопоставил пропорции деталей лица с плащаницы и лица Иисуса
Христа на нескольких византийских монетах и иконах VI—VII веков. Совпадений
оказалось так много (десятки!), что вряд ли допустимо говорить о случайности.
Невольно вспоминается версия о находке плащаницы в Эдессе в VI веке. Вроде бы
историческое свидетельство подтверждается?
Ну а
если все-таки искусный мастер нанес на холст изображение Христа, использовав
в качестве образца монеты и иконы?
Такой
вариант маловероятен. И вот почему. Дело в том, что до VI века на
позднеримских и ранневизантий-ских рисунках Иисус Христос изображался
по-разному: безбородым, с усами, вьющимися короткими волосами, круглолицым...
Художники вынуждены были полностью полагаться на свою фантазию, ибо в
евангелиях о внешности Иисуса практически ничего не сказано. Почему бы вдруг
иконописцы и монетчики пришли к единому образу? Как они могли сговориться? И
почему в последующие века пользовался всеобщей популярностью именно такой
образ Христа?
Наиболее
разумный ответ на эти вопросы: была обнаружена плащаница с «нерукотворным,
чудесным» изображением. Она произвела, согласно письменным свидетельствам,
глубокое впечатление на верующих. Художники использовали ее в качестве оригинала,
модели. Обычно им удавалось увидеть только лицо, изображенное на холсте,
который хранился в сложенном виде.
Откуда
такое предположение? Во-первых, средневековые источники упоминают о лике
Христа на плащанице. Во-вторых, у мужчины, изображенного на плащанице,
кровоточащие раны находятся не на ладонях (как обычно показано на иконах,
картинах, скульптурах), а. на запястьях. Это обстоятельство заставляет
усомниться в поддельности изображения на плащанице. Ведь в таком случае было
бы логично следовать иконописной традиции, помещая раны на ладони.
Если
учесть все это, станет совершенно понятно то азартное, напряженное ожидание,
в котором находились ученые, получившие возможность впервые детально
обследовать загадочную реликвию, обнаружить новые уникальные факты и
приоткрыть плотную завесу тайн и легенд, связанных с этим необычайным
полотнищем.
Оглавление:
Разрушение тайны
Бог или маг?
Что это такое?
История реликвии
Свидетельство искусства
Фотографии
Следы ведут в Палестину
Научный штурм
Анализ крови
Отпечаток тела
Ткань
Гуманитарный метод в естествознании
Жажда идеала
Евангелие от людей
От Матфея (XXVII, XXVIII)
От Марка (XV, XVI)
От Луки (XXIV)
От Иоанна (XIX, XX)
Апокрифы
Кровь на плащанице
Как это могло произойти
Так ли важны результаты?
Непознаваемое
Вечная тайна
И все-таки — научная загадка
|