«Знак вопроса» 1/89
Туринская плащаница: чудо или научная
загадка?
БАЛАНДИН Рудольф Константинович
Гуманитарный
метод в естествознании
Научные
исследования, связанные с Туринской плащаницей, не могут ограничиваться
только данными физико-химических, технических, естественных наук. Ведь даже
для изучения природных объектов и явлений в ряде случаев ценные материалы
предоставляют сведения искусствоведческие, фольклорные, эпистолярные. Что уж
говорить об исторической реликвии, имеющей прямое отношение к одной из
величайших мировых религий: запечатленный на ткани человек отвечает всем
канонам христианской версии о смерти Иисуса Христа. Правда, перед нами
изображение именно человека.
Причем,
как мы позже убедимся, человека не мертвого, а живого. Кто бы ни был он, к
какому бы веку ни относилась ткань, все равно плащаница позволяет по-новому, с
научных позиций взглянуть на вероятные обстоятельства «смерти» и
«воскрешения» обожествленного Иисуса. Она может служить, говоря научным
языком, моделью, с помощью которой предоставляется возможность судить о
реальных событиях. Эта загадка принадлежит не только религии, но и науке,
сверхцель которой — поиски истины. В этих поисках и просвещенный верующий и
образованный атеист должны как будто соединять свои усилия. Ведь в нашей
скоротечной жизни среди вечных ориентиров, по которым, как по звездам, сверяют
свои.пути отдельные люди и целые поколения, один из самых ярких — правда.
Правда о мире и человеке, о настоящем и прошлом.
В нашем
веке гуманитарные методы используются в естествознании все реже и, увы,
неквалифицированней. Ученые предпочитают полагаться на физико-математические,
химические, технические методы исследований. Действительно, таким образом
можно добыть самые разнообразные объективные сведения. И уже на примере
изучения плащаницы очевидно, насколько интересными, неожиданными, ценными
могут быть эти данные, в особенности взятые во всей совокупности.
Кому же
все-таки довелось быть увековеченным на Туринской плащанице? Запечатленный
образ явно напоминает легендарного Иисуса Христа. Но это может
свидетельствовать лишь о том, что были и другие люди, испытавшие пытки перед
казнью, или даже сознательно повторившие страшную кончину человекобога.
(Правда, подобные события, судя по всему, случались значительно позже I века,
преимущественно в конце средневековья, в эпоху Возрождения, когда одинаково ярко
проявлялись и свободомыслие, и религиозный фанатизм.)
Так
возникает настоятельная необходимость учесть литературные источники,
способные пролить свет на данную проблему. И хотя эту операцию проделывали
очень многие специалисты, несравненно более компетентные, чем мы, есть смысл
обратиться, в частности, к описаниям, имеющимся в евангелиях.
Иногда
можно услышать (или прочесть) мнение: разве допустимо всерьез
""относиться к евангельским преданиям, в которых присутствуют явно
фантастические сообщения да еще имеется и немало противоречий.
Относительно
фантастических домыслов всякий разумный человек должен вроде бы отрешиться от
предрассудков и предвзятых мнений, вспомнив, как часто подобные домыслы встречаются
в современной массовой печати и даже в научных сочинениях. Никакое
жизнеописание реально существовавшей личности, составленное в художественной
форме, не обходится без домыслов. А ведь в начале нашей эры малочисленные еще
науки находились, можно сказать, в младенческом состоянии и доступны были
немногим. Зарождалось христианство вовсе не среди «интеллектуалов». Евангелия
создавались в кругу мистически настроенных людей, склонных к религиозным
экзальтациям. Вдобавок жизнеописания Иисуса Христа появились значительно
позже его смерти (если согласиться, что это была реальная личность). Надо ли
тогда удивляться, что в евангелиях присутствуют элементы фантастики (с
позиций ученых или атеистов) и имеются противоречия?
Тем не
менее вряд ли разумно пренебрегать научным анализом древних письменных
источников или придавать такому анализу меньшее значение, чем, скажем,
методам так называемых точных наук.
Оглавление:
Разрушение тайны
Бог или маг?
Что это такое?
История реликвии
Свидетельство искусства
Фотографии
Следы ведут в Палестину
Научный штурм
Анализ крови
Отпечаток тела
Ткань
Гуманитарный метод в естествознании
Жажда идеала
Евангелие от людей
От Матфея (XXVII, XXVIII)
От Марка (XV, XVI)
От Луки (XXIV)
От Иоанна (XIX, XX)
Апокрифы
Кровь на плащанице
Как это могло произойти
Так ли важны результаты?
Непознаваемое
Вечная тайна
И все-таки — научная загадка
|