«Святые реликвии» - миф и действительность
С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская
Глава
1: ШАХ ХУСЕЙН, ВАХ ХУСЕЙН!
Вся Кербела
живет в основном обслуживанием паломников: гостиницы, постоялые дворы,
транспортные конторы, лавочки по продаже сувениров, напоминающих об истории
гибели Хусейна. Советский востоковед и журналист О. Герасимов, побывавший в Кербеле
в 70-х годах,: так описывает повседневную жизнь города: «По обе стороны
ворот, ведущих в мечеть аль-Хусейна, расположились лавочники. Разноцветными
гроздьями висят четки, стопками поднимаются аккуратно сложенные круглые,
прямоугольные и ромбовидные глиняные плитки — турба с выдавленными на них
незамысловатым орнаментом и надписями. Они изготовляются из глины, добываемой
в Кербеле в том месте, где, по преданию, произошел бой и был убит аль-Хусейн.
Во время молитвы шииты кладут перед собой этот кусочек глины, впитавшей капли
крови аль-Хусейна, и во время поклонов касаются его лбом»'. Турба — это еще
одна разновидность тиражированной реликвии.
Внутренний
двор мечети над могилой Хусейна кое-где устлан циновками. В рамадан, девятый
месяц мусульманского лунного года, во время которого мусульмане обязаны
соблюдать строгий пост от восхода до заката солнца, здесь спят верующие. Тут
же резвятся дети. Мальчишки, как все мальчишки мира, играют в «салочки»,
бегая друг за другом, перепрыгивая через спящих, придерживая зубами подолы
длинных рубах, ну а девочки — конечно в «классики», начертив на земле клетки
и гоняя по ним банку из-под гуталина. И хотя одеты они, как и взрослые
женщины, в длинную, до пят, черную мешкообразную хламиду — абая, скрывающую
очертания их юных тел, девочки весело прыгают на одной ноге, подтверждая
истину, не нуждающуюся ни в каких доказательствах: дети всюду дети.
Но
поныне ежегодно в месяц мохаррам устраиваются траурные шествия и
театрализованные мистерии, изображающие во всех деталях события 680 г. под Кербелой.
Все они представлены отдельными маленькими спектаклями: «день свадьбы Касема»,
«день младенца» и, разумеется, сама битва. К мистериям готовятся заранее,
подбирают исполнителей, устраивают репетиции. Бывает, что сложно найти
человека на роль убийцы Хусейна. Помимо того, что роль сама по себе
отрицательная и у каждого шиита вызывает отвращение, она к тому же связана с
опасностью для жизни исполнителя: толпа зрителей отнюдь не пассивно созерцает
представление, а принимает в нем активное участие, забрасывая камнями и
грязью «убийцу» Хусейна.
До 1958
г., пока Ирак был королевством, король Фейсал и его правительство, придерживавшиеся
ислама суннитского толка, запрещали исполнять эти мистерии в шиитских
городах, поскольку они вызывали в памяти различные политические аналогии
между правящим домом Ирака и убийцами Хусейна, которые тоже были суннитами.
Не
только в дни мохаррама, но и в другое время года в городе много паломников, в
основном больных и калек, ищущих исцеления у могилы Хусейна. На улицах можно
видеть баки с водой или выведенные наружу водопроводные краны с
прикрепленным» к ним кружками. Это состоятельные мусульмане заботятся о
страдающих от жажды паломниках. Над многими из них прикреплены черные
полотнища с надписями: «Пей и помни о погубленном Хусейне!», «Пей воду и
проклинай Язида!»
Халифа Язида
проклинают не только потому, что шиитская традиция возлагает на него вину за
смерть Хусейна, но также за его несоответствие образу правоверного
мусульманина, тем более облеченного столь высоким саном. Известно, что он пил
вино, любил поэзию и танцы, увлекался псовой и соколиной охотой, проводил
жизнь в роскоши и не усматривал в этом какого-либо нарушения предписаний
пророка. А если и приходилось ему порой расставаться с привычным образом
жизни, бежать в пустыню и жить отшельником, то только спасаясь от эпидемий. Быть
отрицательным героем мистерий, «убийцей» и носителем всех пороков при таких
данных нетрудно.
Не
только в праздники, но и в будни мечети и прочие здания в городе и окрестных
деревнях увешаны зелеными, черными и красными знаменами. Все они — символы
разных событий в истории ислама. Под зелеными знаменами воины ислама
завоевывали страны Востока и насаждали там свою религию. Черные, введенные
при халифах Аббасидах,— траур по потомкам халифа Али (Хусейну и его сводному
брату Аббасу). Красные — в память о цвете знамени Хусейна, под которым тот
сражался с войсками халифа Язида.
Еще
недавно присутствие в городе суннитов, а также вообще немусульман — христиан,
иудаистов и всех прочих — было нежелательным. В дни религиозных праздников
траурные шествия и мистерии накаляли страсти настолько, что вспышки фанатизма
могли возникать по самым случайным поводам.
В Иране
траурные процессии в дни мохаррама были запрещены правительством в 1926 г.
Разрешалось проводить только роузе — траурные чтения в честь Хусейна на
базарах, а впоследствии только в домах частных лиц. В 1941 г. после отречения
от престола шаха Резы и прихода к власти его сына Мохаммеда Резы проведение
процессий возобновилось.
1 2 3 4 5 6 7 8
|