«Святые реликвии» - миф и действительность
С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская
Глава
1: ШАХ ХУСЕЙН, ВАХ ХУСЕЙН!
«20
апреля 1802 г. 12 тысяч ваххабитов внезапно напали на Имам-Хусейн: после того
как они захватили огромную добычу, подобную которой не приносили самые
большие победы, они все предали огню и мечу. Старики, женщины, дети — все
гибли от меча этих варваров.
Утверждают,
что, если они видели беременную женщину, они вспарывали ей живот и оставляли
плод на окровавленном теле матери. Их жестокость не могла насытиться, кровь текла
рекой. В результате кровавой катастрофы погибло более 4 тысяч человек.
Ваххабиты увезли награбленное на 4 тысячах верблюдах.
Затем
после грабежа и убийств они разрушили мавзолей имама и превратили его в
клоаку мерзости и. крови. Они в особенности повредили минареты и купола, так
как считали, что кирпичи, из которых построены эти сооружения, сделаны из
золота».
Ваххабиты
унесли из усыпальницы Хусейна покрывало с могилы, расшитое изумрудами,
жемчугом, рубинами, ковры, ткани, одежду и украшенное драгоценными камнями
оружие, которое в больших количествах всегда жертвовалось святым могилам.
Почти все оружие и драгоценности эмир Сауд забрал себе. Идейная платформа
ваххабитов, отрицавшая роскошь и поносившая накопление богатств, была ему
весьма удобна: ваххабиты сражались за идею «чистоты» ислама, а материальные
последствия этой борьбы Саудиды делили меж собой.
Разгром
Кербелы и могилы Хусейна оказался важным звеном в сложной цепи политических
событий на Ближнем Востоке. Охрана Кербелы и ее святынь находилась в ведении
престарелого багдадского паши Буюк Сулеймана. Турецкий султан Селим III из
династии Османидов давно мечтал сместить его с этой доходной должности и
заменить кем-нибудь помоложе, однако не было повода. Теперь повод
представился. Осквернение шиитской святыни само по себе не очень волновало
главу суннитов, соединявшего в своих руках власть султана и халифа
одновременно. Но шах шиитской Персии Фатх Али уже не раз грозил ввести свои
войска в Багдадский пашалык, мотивируя это плохой охраной святых могил, а на
деле желая потеснить Османскую Турцию. Все это послужило поводом для начала
турецко-персидской войны.
Правда,
выступить против ваххабитов и двинуться в глубь Аравии ни Персия, ни Турция,
ни Багдад так и не посмели. Буюк Сулейман перестал быть пашой. Саудиды
расширили свои владения в Аравии. А Кербела заново отстраивала свои
разрушенные мечети.
Но
обратимся снова к ашуре.
Главное
место в культе мученика Хусейна занимают мистерии, проходящие в первые десять
дней месяца мохаррам. Сцены оплакивания шиитских святых имеются уже в
арабских хрониках VII—VI11 вв. Начиная с XV в. их описания появляются в
трудах европейских путешественников. В XVII в. о них рассказали в своих
дневниках голландцы Адам Олеарий и Ян Стрейс. В конце 70-х годов XIX в. их
видел и зарисовал русский художник В. В. Верещагин, и даже у Максима Горького
имеется очерк «Праздник шиитов» — описание первой декады мохаррама,
празднование которого он наблюдал из окон тифлисской тюрьмы в 1898 г.
Уже
в XX в. мистерии мохаррама были достаточно
обстоятельно исследованы европейскими учеными И. Ласси, Т. Лайелем, А. Массэ.
Одно из интереснейших описаний принадлежит перу советских ученых супругов Ю.
Н. и С. М. Марр, которые лично наблюдали мистерии в Исфахане и Тегеране в
1925—1926 гг. Мы воспользуемся их работой, чтобы Описать подготовку, ход и
характер этой мистерии.
В
первые дни месяца мохаррама устраивались так называемые «чтения» и «беседы» (роузе),
с целью напомнить всем верующим о событиях, которые легли в основу праздника.
Проводились они обычно по вечерам, но иногда и днем во дворах мечетей, в
медресе, в домах частных лиц, куда мог попасть даже европеец, но только по
приглашению хозяина дома или кого-либо из влиятельных лиц. В помещении, где все
это происходило, вешали полосы ткани с надписями: «Помни о Хасане! Помни о
Хусейне!» или «О, Хасан! О, Хусейн!» Присутствовали не только мужчины, но и
женщины с детьми, как правило, «вымоленные» матерями или «отмоленные» у
болезни.
На
специально сооруженный помост поднимался проповедник и начинал рассказывать
слушателям о трагедии Хусейна, его родных и близких, об их страданиях от
жажды, о битве и смерти. Такие «беседы» Длились иногда по 7—8 часов, во время
которых друг друга сменяли несколько десятков проповедников. Говорили они в
разной манере: один спокойно, другой активно жестикулировал, третий пел,
четвертый плакал и т. д. И вслед за каждым приходила в волнение и неистовство
аудитория. Рыдали и стенали женщины, били себя по голове, хлопали в ладоши,
пели и ритмично ударяли себя в грудь мужчины, плакали дети. Все это создавало
эмоционально-напряженную обстановку. Состав слушателей менялся. Одни,
прослушав двух-трех ораторов, уходили, на смену им приходили другие.
1 2 3 4 5
6 7 8
|