«Святые реликвии» - миф и действительность
С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская
Глава
1: ШАХ ХУСЕЙН, ВАХ ХУСЕЙН!
Одновременно
по городу ходили процессии, участники которых, одетые в специальную одежду с
вырезами на груди или на спине, с цепями, кинжалами или саблями в руках,
подвергались особому обряду в знак скорби: ударяли одним из этих предметов
себя по голове (для этого голова специально выбривалась), спине или груди.
Шествия эти носили отнюдь не беспорядочный характер, они были отработаны в
плане ритма, особой походки, которой шли ее участники — слегка приседая, и
особой формы построения этих шествий — двигались они обычно несколькими
колоннами, выстроенными полукругом. Каждая такая процессия имела несколько
руководителей, которые шли внутри нее и с помощью музыкального инструмента
типа цимбал отдавали команды, когда нужно восклицать, когда бить себя в грудь
или по голове.
Чаще
всего участники процессии повторяли фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (что
дословно переводится «Царь Хусейн, увы, Хусейн!»). Это восклицание стало причиной
того, что праздник получил название «шахсей-вахсей». Именно на таких
процессиях было больше всего мучительных самоистязаний. Многократные удары
цепями, кинжалами и саблями по груди, спине и особенно голове наносили людям
тяжелые увечья, приводили к большой потере крови. И хотя среди участников
процессий были люди, в задачу которых входило ослаблять эти удары с помощью
палок, вытирать или смывать бегущую кровь, смертные случаи тем не менее
бывали не раз.
Однако
с точки зрения культа Хусейна и его головы для нас наибольший интерес
представляют театрализованные мистерии и шествия, во время которых
разыгрывались сценки гибели отряда Хусейна. В Исфахане они происходили по
вечерам после захода солнца на улицах и во дворах медресе. Участники
двигались, держа в руках факелы или свечи, вставленные в картонные рамки, и
пели куплеты приблизительно в таком духе:
Что с
Хусейном? — Убит. Что с Аббасом? — Убит. Что с Акбаром? — Убит.
Что с
Зейнаб? — В плену. Так прах на нашу голову!
Затем
разыгрывались пантомимы: битва, смерть Хусейна, отсечение его головы, поиски
его тела, поиски коня Хусейна, отправление отрубленной головы халифу в
Дамаск, шествие армии победителей и т. д. В зависимости от режиссерских
талантов постановщика и финансовых возможностей каждой из групп,
разыгрывавших мистерию, различным было число как самих сцен, так и
участников, занятых в представлении, а также реквизит и всякие украшения,
используемые по ходу дела. Иногда на коня Хусейна надевали богатую сбрую,
усыпанную драгоценными камнями, круп коня покрывали роскошным ковром, голову
его украшали страусовыми перьями, на шею вешали картину с изображением
поверженного Хусейна. Перед конем, которого медленно вели по улицам,
расстилали дорогие ткани. Вокруг в пыли лежали плачущие люди, которые пели
следующее:
Как эта ночь полна несчастья,
Как она полна кровью,
несчастьем,
Голова Хусейна умученного
Отделена от тела этой ночью.
Одни
группы сооружали люльку, в которой лежит младенец, родившийся накануне
последней битвы, у других был такой персонаж, как лев, оплакивающий Хусейна,
у третьих — светящийся танур, то есть печь для выпечки хлеба (по одной из
легенд, образующих мифологическую основу культа Хусейна и его головы,
сподвижник Язида принес голову Хусейна к себе домой, но, так как жена его была
ревностной шииткой, решил спрятать голову и положил ее в танур. Ночью жена
заметила, что танур светится, заглянула туда и увидела голову Хусейна).
В
некоторых процессиях участвует человек, исполняющий
роль льва (на голове
его львиная маска из папье-маше), в руках
он держит голову Хусейна, поит ее водой, посыпает опилками. Вслед на носилках
несут «мертвых». Как правило, это куклы размером в человеческий рост,
покрытые белой «окровавленной» (то есть с пятнами красной краски) материей и
слегка присыпанные опилками. Голова отсутствует, видна окровавленная шея.
Иногда, правда, мертвого Хусейна изображал живой человек, голову которого
закрывали тряпками.
1 2 3 4 5 6 7 8
|