«Знак вопроса» 7/89
Где клады зарыты?
ВЕНЕЦКИЙ Сергей Иосифович
МАССОВОЕ
ПРОИЗВОДСТВО «ДРЕВНОСТЕЙ»
Чем клад
древней, тем большую историческую ценность он имеет. Это обстоятельство
породило целые кланы мошенников, занимающихся изготовлением и продажей
«старинных» кладов и произведений искусства. Особенно грешат этим итальянские
мастера подделки: они издавна дурачат голову богатым иностранным туристам,
готовым увели из Италии все, что угодно, вплоть до Колизея.
Вот что
писал об этом распространенном бизнесе полтора столетия назад журнал
«Московский вестник»: «В Риме есть особые мастерские, в которых рабочие
ничего другого не делают, как только отбитые, изломанные руки, головы богов,
ноги сатиров, туловища, у которых никогда не было членов. Придумали особенную
жидкость, которая придает мрамору вид древности. В разных местах, вблизи
развалин, пастухи пасут коз и рассказывают иностранцам о своих находках.
Англичане
более всех других бывают жертвами подобных плутней: они платят деньги
пастухам, чтобы они рыли землю, и те охотно за это берутся, зная, где надобно
копать. Сперва они притворяются, будто не могут ничего найти, и, походив
подольше, нападают наконец на известную вещь — и иностранцы платят. Англия
набита подобными «древностями».
Любители
нумизматики тоже не уезжают с пустыми руками: в Риме ежедневно чеканят без
всякого зазрения совести монеты с изображениями Цезаря, Адриана, Тита, всех
Антониев и прочих, потом их обделывают, обрезают и заставляют постареть».
Оглавление:
К читателю
Где золото тамплиеров?
Секретные посылки «до востребования»
«Именные вклады»
Тайны трех океанов
Клады, оставленные войной
Что дал «допрос» Афины Паллады?
Серебряный дождь
Нет худа без добра
Массовое производство «древностей»
«Древние» монеты из Коринфа Клад
фальшивых монет
|